Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Теория развития Л С Выготского ВЕРАКСА

Теория развития Л.С. Выготского

Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский уделял большое внимание анализу развития ребенка в дошкольном возрасте. В отличие от большинства зарубежных психологов он рассматривал психическое развитие как процесс присвоения высших форм психики, которые удерживаются культурой и передаются ребенку в процессе взаимодействия с взрослым. При этом дело не сводится к пассивной передаче знаний. Развитие понимается как непрерывный процесс самодвижения, в ходе которого образуются новые свойства и качества, которых не было прежних ступенях. Этот процесс, по Л.С. Выготскому, определяется «единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития»[1].

Каждый возрастной этап детского развития характеризуется своими новообразованиями. Под возрастным новообразованием Л.С. Выготский понимал «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период»[2].

Фактически Л.С. Выготский стремился найти целостную характеристику развития, позволяющую объяснить его особенности на конкретном этапе.

Он отмечал, что развитие может идти медленно, литически, с практически незаметными изменениями или бурно, кризисно. Кризисные периоды могут продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. При этом в очень короткий период ребенок изменятся целиком. Развитие носит «бурный, стремительный, иногда катастрофический характер»[3]. Кризисы возникают незаметно, и также трудно установить момент, когда они заканчиваются. В них выделяются три фазы: предкритическая, критическая и посткритическая. Их наиболее яркие проявления характерны для средней фазы кризиса. Дети при этом становится трудновоспитуемыми, переживают внутренние конфликты. Однако внешние проявления в поведении характерны не для всех детей.

Протекание кризиса зависит от особенностей внешних условий, в которых оказывается ребенок. Л.С. Выготский говорит о том, что если в стабильные периоды развитие носит положительный, поступательный характер, то в критические периоды на первый план выступают процессы разрушения, отмирания, распада того, что было характерно для ребенка предыдущей стадии развития. В этом состоит диалектика развития: она заключается в смене нового старым, в отмирании предыдущих форм и замене их последующим.

После рождения ребенок оказывается в критической фазе. Кризис новорожденности связан с резкими изменениями условий, в которых оказывается малыш. В этом смысле данный кризис разграничивает два периода существования: внеутробное и внутриутробное. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего возраста. Кризис трех лет разграничивает ранее и дошкольное детство. А кризис семи лет характеризует период из дошкольного возраста в школьный. Таким образом, согласно Л.С. Выготскому, критические периоды сменяются стабильными. При этом периодизация развития выглядит следующим образом: кризис новорожденности; младенческий возраст (от двух месяцев до одного года); кризис одного года; ранее детство (от одного года до трех лет);  кризис трех лет; дошкольный возраст (от трех до семи лет); кризис семи лет; школьный возраст (от восьми до двенадцати лет).

Как уже отмечалось, каждый возраст характеризуется своим новообразованием, вокруг которого группируется все частные новообразования. Л.С. Выготский выделял основные линии развития, которые обусловлены (или связаны) с центральным новообразованием, и побочные линии, т.е. все другие изменения происходящие с ребенком. В ходе развития побочные линии могут становиться центральным или наоборот. Например, речевое развитие в младенческом возрасте составляет побочную линию развития, в раннем – центральную, а в школьном опять становится побочной линией. Каждый период характеризуется присущим именно этому возрастному отрезку строением детского сознания. Новая структура сознания, появляющаяся в соответствующий возрастной период, обусловливает и новые отношения ребенка с миром, его восприятие самого себя и окружения.

Для того чтобы определить структуру каждого возраста, Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития». Она  определяется особым, своеобразным отношением между ребенком и социальным окружением, характерным для каждого возрастного периода. Социальная ситуация целиком и полностью определяет характер развития в данный период, те новообразования, которые возникают на данном возрастном отрезке. Развиваясь в социальной ситуации, ребенок изменяется. Прежде всего другой становится структура его сознания, что приводит к несоответствию между возникшей новой личностью ребенка и социальной ситуацией. В этом случае социальная ситуация с неизбежностью должна стать другой, что является начальным моментом для развития на следующем возрастном этапе. Л.С. Выготский формулирует основной закон динамики возрастов, согласно которому движущие силы развития ребенка в том или ином возрасте «приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития»


[4], к изменению социальной ситуации развития и переходу к новому возрастному этапу.

Характеризуя развитие, Л.С. Выготский подчеркивает, что одни линии могут быть уже завершены, а другие – находиться в процессе своего становления. Последние определяют зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития становится отчетливо видна в том случае, если сравнивать индивидуальную самостоятельную активность ребенка и его активность, основанную на подражании взрослому. Л.С. Выготский отмечает, что результаты, которые ребенок достигает в умственном плане с помощью подражания, значительно выше результатов, основанных на самостоятельной активности. Однако хотя они и выходят далеко за пределы самостоятельных возможностей детей, но имеют ограничения, характерные для каждого возраста.

Подражание Л.С. Выгосткий понимает не как бездумное механическое копирование, а как любую деятельность, выполняемую ребенком не самостоятельно, а в сотрудничестве с взрослым или другим ребенком. Он подчеркивает, что развитие всех свойств личности ребенка осуществляется в процессе сотрудничества с взрослым. Отсюда следует, что социальная ситуация развития не только характеризует отношения между ребенком и социальным окружением, но и является условием формирования зоны ближайшего развития, т.е. местом встречи взрослого и растущего ребенка.

Это обстоятельство Л.С. Выготский поясняет следующим примером. Он спрашивает, почему, например, трехлетний ребенок усваивает речь труднее, чем полутора лет? Объяснение заключается в том, что обучение, по Л.С. Выготскому, опирается не на созревшие, а на созревающие функции. Если ребенок уже прошел наиболее благоприятный, сензитивный период развития речи, а встреча ребенка и взрослого в положенное время не состоялась, то компенсировать потери в следующем возрасте оказывается значительно труднее именно в силу большей оформленности структур, ответственных за речевое развитие.

Как ранее отмечалось, Л.С. Выготский исходил из понимания развития как поэтапного процесса. Он выделял периоды постепенного изменения и периоды быстрого, критического развития. Появление ребенка на свет выступает как процесс быстрых, т.е. критических, изменений, обусловленных переходом от внутриутробной к внеутробной жизни. Этот переходный период был назван периодом новорожденности.

Все поведенческие проявления подчеркивают именно переходный характер детской жизни сразу после рождения. Действительно: если внутриутробное питание носило характер паразитического питания за счет материнского организма, то внешнее питание должно характеризоваться употреблением каких-либо продуктов, доставляемых из внешней среды. Ребенок же питается материнским молоком, т.е. сохраняет биологическую зависимость от матери. Особенность этого питания состоит в том, что находясь вне матери, ребенок не обращается к продуктам внешнего мира, а продолжает питаться за счет организма, внутри которого он развивался, но уже не внутренним (паразитическим) способом, а внешним. Промежуточный характер этого питания определяется тем, что с одной стороны ребенок находится вне организма, а с другой стороны продолжает питаться за счет организма. Сон новорожденного также является чем-то промежуточным между бодрствованием и сном взрослого человека: ребенок не бодрствует, и не спит, он как бы дремлет. Проявляется эта способность, например, в процессе кормления: младенец может сосать материнскую грудь, не открывая глаз. Его сон еще не отдифференцирован от бодрствования. Со временем дремотное состояние начинается прерываться периодами бодрствования и периодами сна.

Таким образом, развитие процессов активности при переходе из внутриутробного к внеутробному состоянию характеризуется следующей направленностью: сон во внутриутробном состоянии → дремота в период новорожденности → выделение фазы сна и активного бодрствования в последующем развитии. Двигательная активность новорожденного также носит переходный характер: хотя он и может совершать ряд движений рефлекторного характера, что представляет собой промежуточный вариант перемещением плода и самостоятельным движением более взрослых детей.

Характеризуя период новорожденности, Л.С. Выготский отмечает, что он представляет собой разрыв со старым существованием и одновременно начало новой внеутробной жизни. Поскольку такой период совершается быстро, есть основание рассматривать период новорожденности именно как критический.

Центральным новообразованием этого этапа выступает индивидуальная психическая жизнь ребенка. Л.С. Выгосткий подчеркивает в ней три момента.

Во-первых, ребенок охвачен недифференцированными переживаниями, представляющими собой «сплав влечения, аффекта и ощущения»[5]. В этот момент поведение ребенка обусловлено преимущественно функционированием подкорковых структур, что, видимо, и определяет аффективность детской жизни на первом этапе возрастного развития.

Во-вторых, психика новорожденного характеризуется тем, что он не отделяет себя и свои переживания от окружающего мира, не различает социальных и физических объектов. Проявляется данная особенность в том, что даже в более позднем возрасте ребенок может взять свою ногу в рот и укусить, причинив себе боль, как если бы нога была посторонним объектом, не принадлежащим ребенку. Социальная жизнь ребенка в этот период отсутствует.

В-третьих, восприятие мира детьми этого возраста представляет собой нерасчлененное впечатление о конкретной ситуации в целом. Как показывают наблюдения, даже более взрослые дети задолго до того, как начинают выделять отдельные свойства ситуации, реагируют на сложные комплексные воздействия: на интонацию голоса, на лицо матери. Такие впечатления аффективно окрашены. Ребенок переживает скорее состояния, чем какие-либо объективные содержания. Такая, как говорит Л.С. Выгосткий, инстинктивная жизнь, как и любое новообразование критического периода, не сохраняется в своей целостности, а, преобразуясь, включается в последующие психические структуры, подчиняясь им и теряя свою самостоятельность.

Следует подчеркнуть, что хотя возникшая к концу периода новорожденности индивидуальная психическая жизнь по своим механизмам и является инстинктоподобной, но обращена она к взрослому, т.е. социальна по своей сути. Это позволяет определить границы периода новорожденности. Они связаны с реагированием ребенка на взрослого. Такая реакция типична для младенцев третьего месяца жизни. Ребенок улыбается при виде взрослого, гулит, проявляет двигательную активность. Данная реакция, названая комплексом оживления, характеризует переход к следующему этапу психического развития – младенчеству.

Характеристику развития ребенка этого периода Л.С. Выготский начинает с анализа социальной ситуации развития. он отмечает, что может показаться, будто младенец исключительно биологическое существо. Такая точка зрения принципиально неправильна. Ребенок этого возраста является глубоко социальным существом. Все его потребности удовлетворяются исключительно взрослым. Более того, все предметы появляются и исчезают благодаря взрослому: он либо дает эти предметы младенцу, либо подносит младенца к предметам. Вообще все отношение ребенка к действительности опосредовано взрослым. Ребенок оказывается в ситуации необходимости взаимодействия со взрослым, причем взаимодействия социального. Другими словами, ребенок фактически вынужден общаться с взрослым. Однако основное средство социального общения – человеческая речь – ребенка отсутствует. В этом состоит одно из ключевых противоречий, которое определяет развитие младенца.

Л.С. Выготский выделяет две стадии в период младенчества.

На первой стадии у ребенка появляется пассивный интерес к окружающему миру. Увеличивается время бодрствования, при кормлении ребенок может открыть глаза и на какое-то мгновение прерваться. Появляется лепет. Ребенок начинает активно реагировать на положение, в которое его помещает взрослый. У младенца начинает устанавливаться координация органов восприятия (например, зрения и слуха). Наличие выразительных движений, обращенных к взрослому и появляющихся в его присутствии, говорит о появлении социальных реакций. У ребенка формируется внимание к собственным движениям, звуку, внимание к другому человеку. Младенец начинает тянуться к предметам, трогает их руками, прикасается губами и языком. Подобные формы активности правильно ориентированы по отношению к интересующим ребенка предметам.

Вторая стадия младенческого возраста начинается в возрасте пяти-шести месяцев. Она характеризуется изменением отношения ребенка к внешнему миру. Сон и бодрствование начинают занимать примерно одинаковое время. Изменяется двигательная активность ребенка: развивается хватание. У него обнаруживаются оборонительные реакции. Младенец может демонстрировать порывы радости. Если ему не удается то или иное движение, он может кричать. Появляются социальные реакции на сверстников, дети могут поворачивать голову и смотреть друг на друга, смотреть. Социальная активность ребенка начинается в конце первого месяца с появления улыбки на голос взрослого. В это же время крик одного ребенка может вызвать крик другого младенца. В два месяца крик младенца стихает, если появляется взрослый. В два-три месяца малыш улыбается в ответ на взгляд взрослого. В три месяца ребенок звуками приветствует того, кто к нему подходит, что свидетельствует о его готовности к общению с взрослым.

На развитие общения младенца, по мнению Л.С. Выготского, влияют два фактора. Главная роль отводится активности взрослого по отношению к ребенку. В качестве второго обстоятельства он отмечает умение малыша владеть своим телом. Если ребенок не владеет своим телом, т. е. находится в неудобном для него положении, то он вынужден сосредоточить свои усилия не на общении, а на том, чтобы занять удобное положение. В пять-шесть месяцев ребенок уже справляется с этой задачей: он может сидеть, поворачивать голову, искать глазами не только взрослого, но и сверстника.

В развитии социального общения Л.С. Выготский выделяет две фазы.

Первая фаза определяется общей пассивностью общения ребенка. Ребенок реагирует только в ответ на действия взрослого, при этом преобладают отрицательные эмоции. Ребенок плачет или проявляет неудовольствие при уходе взрослого. Во второй фазе ребенок начинает активно искать контакты с взрослым и сверстником. Все социальные отношения младенца слиты с ситуацией. Центром ситуации для ребенка выступает взрослый. Приближение или удаление взрослого от младенца является существенной характеристикой всей ситуации. Приближение взрослого увеличивает активность ребенка как по отношению к самому взрослому, так и по отношению к предметам, окружающим ребенка. Если предметы находятся рядом с ребенком, то он будет проявлять к ним интерес, если же они находятся на расстоянии, то интерес к ним угаснет. Однако если взрослый будет находиться рядом с предметом, то предмет будет продолжать привлекать внимание ребенка. Во второй фазе активность младенца начинает характеризоваться выходом за пределы реагирования на внешние воздействия. Он начинает сам проявлять интерес к окружающему. Впервые появляется подражание.

Таким образом, Л.С. Выготский в периоде младенчества различает две стадии: стадию пассивного интереса к миру и стадию активного интереса.

На десятом месяце обнаруживаются первые случаи употребления ребенком простейших орудий и появляются первые слова. Данные формы детской активности указывают на начало критического периода развития. Изменения, которые происходят в психике младенца, состоят в следующем. Как уж отмечалось, начальная форма детской активности носит инстинктивный характер, что обусловливает связь восприятия, поведения и аффекта. Ин­стинктивная активность в дальнейшем начинает дифференцироваться. Если первоначально движения охватывают все тело ребенка, то со временем из них начинают выделяться отдельные, более направленные формы активности. Развитие восприятия идет по этому же пути. Если сначала восприятие носит целостный характер и ребенок отражает структурные, комплексные характеристики ситуации, окрашенные аффективно, то впоследствии восприятие начинает развиваться в направлении от отражения го к отражению его частей. При этом двигательные и сенсорные процессы не только имеют общую логику развития от целого к части, но и оказываются структурно связанными. Восприятие и действие выступают как единый нерасчлененный, структурный процесс, в котором движение оказывается продолжением восприятия.

Восприятие и движение связаны в единую структуру побуждением, потребностью или аффектом. Данное обстоятельство отчетливо проявляется в опытах с младенцами по распознаванию формы соски (треугольной, круглой и т.п.), надетой на бутылочку с молоком. Ребенку предлагалось несколько бутылочек с разными сосками, но только в одной из них было проделано отверстие для сосания молока. Оказалось, что если дать младенцам возможность попробовать пить молоко из бутылок, то они достаточно быстро устанавливают, из какой бутылочки поступает пища. В дальнейшем дети легко опознают эту бутылку среди других. При этом опознание основывается на сложном слитном переживании своего рода сосания «треугольного или круглого молока».

Если описать психическую жизнь младенца в целом, то можно сказать, что сначала она характеризуется полной недифференцированностью отдельных психических функций, преобладанием примитивных целостных переживаний, системой инстинктивного сознания, развивающегося под господством аффектов и влечений. На протяжении периода младенчества аффект развивается. Сначала он ограничен пределами сна, питания и крика. Затем он приобретает форму пассивного интереса к миру, позднее — активного интереса к окружающей ребенка действительности. Когда же наступает кризис одного года, аффект приобретает личную окраску, т.е. становится аффектом личности.

Раскрывая развитие младенца, Л.С. Выготский учитывал подход К. Бюлера, который выделял три стадии в этом процессе: инстинктивную, стадию дрессуры и стадию интеллекта. Однако Л.С. Выготский не рассматривал эти стадии только как результат действия естественных факторов. Решающую роль он отводил социальной ситуации развития.

Вместе с тем Л.С. Выготский писал, что к концу младенческого возраста у ребенка возникают простейшие проявления практического интеллекта. Малыш способен целесообразно действовать в новых ситуациях, подобно тому как это делали шимпанзе в опытах В. Келера. Практический интеллект позволяет младенцам выполнять простейшие орудийные действия. Развитие ору­дийных действий начинается с того, что ребенок манипулирует различными предметами. Позднее он оказывается способен ударить одним предметом по другому, изменять форму предмета путем надавливания или его сжатия. Кроме того, младенец начинает пытаться всовывать предметы друг в друга. Эти действия позволяют провести параллель с интеллектуальным поведением человекообразных обезьян. Конечно, выполнение подобных действий уже предполагает более детализированное восприятие ситуации, чем оно было на первой стадии пассивного интереса к реальности.

Хотя ребенок и способен к самостоятельному выполнению простейших целесообразных действий, однако взрослый человек продолжает оставаться для ребенка центром любой ситуации. Более того, смысл самой ситуации целиком определяется через взрослого. Все отношение ребенка к миру оказывается зависимым и производным от его отношения к взрослому. Вне взрослого младенец как социальная единица не существует. Младенец оказывается как бы слитым с взрослым. Как было сказано ранее, младенец не осознает своего Я. Фактически он живет в другом, т. е. во взрослом.

Такая слитность с взрослым знаменует собой основное ново­образование младенческого возраста, которое господствует в сознании ребенка и называется «пра-мы». Это особое переживание Л. С. Выготский сравнивает с состоянием, когда человек играет в спортивную командную игру, где на первый план выступают задачи команды, а участник игры подчинен команде как целому.

Наличие переживаемого в сознании «пра-мы» определяет ряд характерных черт младенца. Как говорилось ранее, младенец не осознает своего Я. Он слит с взрослым. Однако благодаря этому обстоятельству возникает еще одна особенность в поведении младенца. Аффективность ребенка начинает распространяться на отдаленные предметы, если рядом с ними находится взрослый. Таким образом, если отдаленный мир ранее для младенца не существовал, то благодаря «пра-мы» он начинает обладать побудительной силой. В качестве следствия, вытекающего из основного новообразования, выступает проявляющееся в младенчестве подра­жание.

Малыш подражает не неживым предметам, а тому, с кем он сливается. Подражание ребенка принципиально отличается от подражания животных тем, что в подражании ребенок далеко выходит за пределы тех форм активности, которые он может выполнить самостоятельно, в то время как животное остается в пре­делах своего актуального поведения.

Младенчество заканчивается кризисом одного года. Всякий Copyright Шаехов © 2025
Бесплатный хостинг uCoz