Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Эмоции

Эмоции

Эмоции (лат. emovere – потрясаю, волную)– это психическое отражение форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла, явлении и ситуации обусловленного отношением их объективных свойств потребностям субъекта.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство позволяющий живым существам определить значимость состоянии организма внешних воздействий. Простейшая форма эмоции это так называемый «эмоциональный тон ощущении», то есть непосредственное переживание сопровождающие отдельно жизненноважные воздействий (вкусовые, температурные и т.д.) и побуждающие субъекта их устранению или сохранению. Эмоциональные ощущение закрепились как своеобразные способы поддержания жизненного пространства в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающим характере о недостатка или о избытке каких-либо факторов.

Физиологические процессы. Характерные для эмоции и чувств связана со сложными безусловными и условными рефлексами. Система условных рефлексов закрепляется в КБП, а сложно безусловные рефлексы осуществляется через подкорковые узлы полушарий, передающий нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему.

Переживание эмоций и чувств является результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров. Возникающие в следствие переживание процесса возбуждения растекаясь по КБП, захватывают подкорковые центры, возбуждение которых усиливают работу внутренних органов. Существенное значение для понимания природы эмоции, имеет значение функциональной асимметрии мозга. Было исследовано левое полушарие большей степени связана, с возникновением и поддержанием положительных эмоции, а с правая с отрицательными.

Функций. Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является регулятивная функция, возникающие у человека переживание у человека выступает в роли сигналов информирующих человека о том, как удовлетворяется его потребность (с какого рода препятствия он сталкивается, на что необходимо обратит внимание, и что изменить).

Эмоции сигнализируют о благополучных или неблагополучных развития событий, о положении субъекта в его предметных (межличностных) отношении, и тем самым регулирует поведение человека в условиях общения и деятельности.

Удовлетворение или неудовлетворение потребности порождает у человека специфические переживания, которые приобретают различные формы: аффекты, настроение, стрессовые состояния и чувства.

Эмоции отличаются действительностью, они могут побуждать поступкам, напряжение сил (в таком случае говорится о стенических эмоциях), встречается другой вид эмоции (астенические) которые характеризуется пассивностью. Эти переживания человека расслабляют.

Аффекты это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведение человека, который их испытывает. Аффекты характеризуется значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действий, утрата самообладания, изменением всей жизнедеятельности. Развитие аффекта характеризуется различными стадиями: в начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете, и что связана, с ним от сильного напряжения расстраивается мелкие движения, нарастает напряжение подкорковых узлах, человек испытывает упорное побуждение податься чувству. На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, человек утрачивает контроль и совершает безрассудные, безрасчетные действия.

Изардом были выдвинуты основные эмоциональные состояния (функциональная эмоция) которые имеют свой спектр психологических характеристик и внешнее проявлении: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, призрение, страх, стыд. Каждый из перечисленных эмоций может быть представлена, градации состояния по степени выраженности (спокойный, удовлетворенный восторг, ликование, экстаз).

Чувство. Чувствоэто долговременное и устойчивое переживание субъективного отношения к личностно значимым объектам, детерминируемое мотивационной установкой преимущественно социального характера.

В процессе формирования личности чувства организуются в разноуровневую иерархическую систему, в которой одни доминируют, другие играют соподчиненную роль,  третьи остаются в виде нереализованных потенций. Содержание ведущих чувств определяет в значительной мере главную обобщенную характеристику личности – ее направленность.

Классификация чувств в отечественной психологии четко не представлено, однако можно выделить следующие виды чувств:

I. Непосредственные чувства – это переживания, определяемые главным образом естественно-природными потребностями.

II. Опосредованные чувства – это переживания, определяемые социально-культурными потребностями.

1. Моральные (этические) чувства – это чувства, опосредованные нравственными нормами (чувства долга, симпатия, эмпатия, антипатия, дружба, любовь). Этические чувства обуславливают систему взглядов, убеждений, мировоззрение людей.

2. Эстетические чувства – чувства, опосредованные восприятием и пониманием прекрасного или безобразного.

3. Интеллектуальные чувства – это чувства, опосредованные мыслительными процессами и стремлением к знаниям и истине (любознательность, любопытство, сомнение, удивление, уверенность, чувство юмора).

4. Праксические чувства – это чувства, опосредованные деятельностью и в первую очередь трудовой деятельностью человека.

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявления ему требования.

Дистресс – это вредоносный стресс.

Стрессоры – это факторы запускающие стресс. Воздействие стресса может быть разными, но организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями. Назначение которых, справиться с возращенными требованиями к человеку.

Общие черты эмоции и чувства:

1.     И то, и другое есть переживание субъективного отношения к чему (кому) – либо.

2.     Оба явления сочетают в себе признаки процесса и состояния.

3.     Одинаковый набор и сходная специфика основных свойств: направленность, длительность и фазовость, знаковость и модальность, сила.

4.     Общие формы проявления (соматические и психические, внешние и внутренние).

Различия:

1.     Эмоции первичны, чувства вторичны в фило- и онтогенезе.

2.     Эмоции – процессы кратковременные (секунды, минуты), чувства – долговременны (дни, часы, годы).

3.     Эмоции – относительно простые моноявления. Чувства – сложные полиструктурные образования.

4.     Эмоции непрерывны в своем протекании и выражении. Чувства дискретны во времени: то проявляется, то затухают. Они существуют в двух формах: потенциальной и актуальной. В потенциальной форме происходит отвлечение от предмета чувства, и оно никак не проявляется, а в актуальной форме протекание чувства очевидно.

5.     Эмоции – преимущественно динамическая, процессуальная составляющая аффективной жизни. Чувства – преимущественно статистическая составляющая, характеризующая состояние субъекта.

6.     Эмоции ситуативные, чувства предметны. Эмоции – это реакция на текущие события, складывающиеся сиюминутно обстоятельства, воздействующие в данный момент факторы. Чувства же под воздействием ситуации возобновляются – всплывают, из потенциальной формы переходят в актуальную, но объект (точнее, предмет), на который направлен чувства, остается постоянным.

7.     Если в эмоциях отражается отношение субъекта к любым объектам действительности, с которыми он сталкивается в реальности, то в чувствах отражается отношение к наиболее значимым для человека объектам (в том числе к другим людям).

8.     Формирование чувств (как в фило-, так и в онтогенезе) определяется главным образом социальными отношениями, а эмоций – взаимодействием организма со средой. В эмоциях, таким образом, отражены в большей степени факторы, связанные с биологической сущностью человека, а в чувствах – с социальной.

9.     Различия в физиологических механизмах: в основе эмоциональных проявлениях лежат гомеостаз и рефлекторная работа мозга с акцентом на подкорковые образования; физиологическая основа чувств – корковые процессы мозга.

Психологические теории эмоции

В 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей.

Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, У.Джемс и К.Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса—Ланге являются первопричинами эмоций. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.

Аналогичную теорию развивал Ланге, которое считал, что эмоции это аффекты. Которое определяется иннервации и шириной сосуда которое воздейственны.

Динамика процесса в теории Джемса-Ланге происходит следующим образом: восприятие эмоциогенных стимулов – нервно-мышечные реакции организма – переработка в ЦНС импульсов, поступающих от органов – возникновение субъективного переживания стимула в виде эмоции.

 У.Кенноном 1915 году была опубликована работа «Телесные изменения при боли, страхе и гневе». Он отметил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

Им было установлено при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина на мобилизацию внутренних органов, с целью эффективного действия в условиях угрожающих существованию. Эмоция, по его мнению, сопряжены с вегетативной бурей.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

Динамика процесса теории Кеннона-Барда происходит следующим образом: восприятие эмоциогенных стимулов – переработка нервных импульсов, поступающих от рецепторов в ЦНС с одновременной передачей возбуждения в КГМ и к другим органам тела – или возникновение субъективного переживания эмоционального переживания – или появление нервно-мышечной реакции организма на соответствующие стимулы.

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса—Ланге и Кеннона—Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла акгивационная теория Линдсея—Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Акгивационная теория базируется на следующих основных положениях:

1.     Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

2.     Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.