Объяснительный
подход в психологии
Принципы объяснения
– это основополагающие положение, применение которого позволяет содержательно
описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на
основе общенаучного метода строит процедуру для получения эмпирического
материала, его обобщения и интерпретации.
1
принцип взаимодействия и развития. Взаимодействие и
развитие это два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов неизбежного в
силу в пространственно-временной структуры мира. Неразделимость взаимодействия
и развития проявляется в том, что взаимодействия возможно только как развитие,
а развитие – это способ существования взаимность систем связанных с
образованием качественно новых структур за счет развивающихся эффектов
взаимодействия. Структуры представляют собой фиксированные этапы развития
систем.
2
принцип детерминизм. Согласно этому принципу все
существующее развиваются и прекращают закономерно.
Детерминизм
или причинно-обусловленность – это генетическая связь явлений, порождающие
предшествующем (причиной) последующего (следствия). Причинная связь
ассиметрично. Она приводит к порождению нового и как процесс развития
необратимы.
3
принцип ценности. Этот принцип применяется для
объяснения таких свойств объекта:
1. Как
сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно
широких пределах (например, сохранение идентичности личности на протяжении его
развития).
2. Приобретение
качественно новых свойств в процессе взаимодействия (например, формирование
психики в эволюции живых организмов).
3. Не
суммируемость свойств частей в свойства целого.
С
начало было элементаризм, - это
механическая версия принципа целостности, предполагающие составного целого из
элементов и возможности различения систем во множество их элементов.
Редукцианизм
– этот принцип отрицающий целостность объектов. Объясняет свойства объектов и
явлений через наиболее просты процессы и свойства, лежащего в основе
объясняемого.
Хализм
– это версия принципа целостности, постулирующей несводимость свойств целого и
свойств компонента и признающая целостность первичным началом. Отличие от
принципа целостности, последний объясняет целостность объектов на основе принципа детерминизма и
взаимодействия.
Конкретная
научная принцип подчеркивает как его системность. Система – это множество элементов обладающий генетической общностью
отношения, которых носит характер взаимосодействия для обеспечения
определенного взаимоотношения с миром. Система формирует и воспроизводит
адаптивные взаимоотношения с окружающей средой, которые обеспечивают ее
развитие.
Система
описывается через:
o
Репертуар – это все множество моделей
взаимодействия, которые идентифицируются по полезным приспособительным
результатам;
o
Структура – относительно устойчивое
единство комплексных систем и их
взаимоотношений.
4
принцип активности. В основе феномена активность лежит возможность реализации
моделей накопленных взаимодействий.
Пространственно-временные
характеристики активности
Свойства
реализованного в прошлом взаимодействий фиксированных в специализированных
структурах (опыт) |
Соответствие |
Цели,
достижения которых актуальных |
Характеристики
ситуации, которых цель будет достигаться. |
||
Средства,
которые будут использоваться |
Активность
обеспечивает непрерывность развития. Следует различать понятие активность и
действия:
Активность
– это феномен актуализации фиксированного целостного цикла взаимоотношения;
Действие
– это лишь один из аспектов описания такого цикла.
5
принцип субъективности. Фиксация взаимодействий приводит
и формирует структур, сохраняющих все многообразии производящих взаимодействий
с миром. Такая структура уникальна, и определяется как субъект взаимодействия,
поскольку история ее формирование индивидуальна, способна к саморазвитию,
обладает активностью и является источником, целостным.
Субъектами
может быть любые живые системы, которые способны и фиксации, и воспроизведению
информационных моделей взаимоотношением с миром (животные, человек, социальные
группы). В зависимости от аспекта рассматривается взаимодействия могут быть
выделены субъектно-предметные деятельности, межличностных отношений и
социальных отношений.
6
принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели
взаимодействия с миром (субъект) и процессы актуализации недоступны
непосредственному изучению, так как они являются внутренними, скрытыми в
отличие от открытого наблюдаемого поведения.
Положение
о единстве поведения психики, сознания и деятельности исходит из общности
строением внешних и внутренних процессов и продуктов взаимодействия (закон
Вебера-Фехнера). При такой постановлении проблемы остается неразрешенный вопрос
о границе между внешнем и внутреннем. Она условна, произвольная и ситуативна,
поскольку зависит как от теоретической позиции исследователя, так и от его
обеспеченности аппаратурой. Если не определена граница между внешним и
внутренним, то и сами понятия внешнего и внутреннего оказывается
неопределенными. И задача выявления отношения подобна между ними становится не
разрешаемой.
Принцип
реконструкции: так как развивающейся взаимодействия всегда целостно, то
различные аспекты рассмотрения этого взаимоотношения является согласованными.
Между ними существует отношения подобия.
Согласно
этому принципу на основе эмпирической оценки одних компонентов взаимоотношения
могут быть реконструктированые характеристики других компонентов
взаимодействия.