Топологические редукции в гештальтпсихологии
Гештальтпсихология возникла в Германии в рамках исследований когнитивных процессов. Были выявлены закономерности, подчиненные структурированию частей в целые завершенные гештальты, в рамках которых части, взаимодействуя, подчинялись законам целого. Принципы гештальта были распространены и на сложные процессы мышления, творчества. Наиболее яркой фигурой гештальтпсихологии стал Курт Левин. Именно в психологии Курта Левина зазвучала мысль об особой организации мира, с которым взаимодействует человек. Видимо, культурные мотивы теории Левина объясняют неугасаемый интерес к нему до наших дней.
Основные позиции теории Курта Левина следующие:
1) поведение – функция поля, существующего во время поведения;
2) анализ начинается с целостной ситуации, из которой дифференцируются компоненты;
3) конкретного человека в конкретной ситуации можно представить математически.
Левин также выделяет детерминант поведения лежащие в его основе силы (потребности) и отдает предпочтение психологическому описанию поля, противопоставляя его физическому или физиологическому описанию. Поле определяется как «тотальность существующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые» [13].
Левину близки математические знаки репрезентации теории, однако знаки эти привлекают Левина не возможностью количественных выражений, а как образные репрезентации. Сначала он строит топологию – особый знакомый мир геометрических фигур, которые, по его мнению, отражают подструктуры личностного гештальта.
Левин выделяет категории, посредством которых выстраивает свою концепцию: Жизненное пространство. Оно состоит из частей Р (the person) – целостности, определяемой как человек. Не – Р – лежит за его пределами. За границей Р простирается мир (Е). Внутреннее и внешнее образуют жизненное пространство личности. Во внеличностной части жизненного пространства есть психологический и непсихологический миры. Известна формула Левина, отражающая его представления о психологической реальности: Р+Е= жизненное пространство, L.
Левин подчеркивает важнейшую особенность взаимодействия человека и среды – проницаемость границ между ними.
Для Левина как гештальтпсихолога свойственна разделение целого на части при анализе исследуемых объектов. Разделив жизненное пространство на две части- человека и среду, он продвигается дальше и отстаивает необходимость дифференциации среды. Если бы среда была гомогенной, то человек хаотично или абсолютно свободно, безотносительно к чему-либо продвигался бы пространстве этой среды. Но Левин подчеркивает, что свойства среды иные – она особым образом структурирована. На первом этапе изложения своей теории Левин выстраивает особые пространственные отношения между средой и человеком, эту часть его теории называют топологической психологией. Топология изучает взаимодействия части и целого, «включенность», наличие или отсутствие связи. В рамках топологической психологии происходит констатация фактов жизненного пространства. Картина имеет статический вид. Продолжая развивать свою теорию, Левин приписывает динамические характеристики элементам жизненного пространства и создает векторную психологию. В векторной психологии им используются такие понятия как напряжение, энергия, потребность, валентность, сила, вектор. Векторная психология, исходящая из его топологической психологии, на наш взгляд, дуалистична. С одной стороны, он пытается формализовать свои представления о природе психического, редуцировать сложнейшее жизненное пространство, выразив его через элементы. С другой стороны, он пытается придать жизненность полученной топологической картине, введя динамические свойства. Однако свойства жизненного пространства – напряжение, потребности и т.п. «загоняют» теорию Левина в рамки категорий психоанализа, он ищет связь человека и культуры, он пытается сохранить культурный смысл введенной им категории «психологический мир». Отчасти ему это удается за счет выделения концептуального свойства психологической среды – валентности. Валентность определяет ценность локального региона среды для человека. Ценность может быть как положительной, так и отрицательной. Положительно валентный регион среды редуцирует напряжение, провоцируя вхождение человека в него. Валентность связана с потребностью, но несводима к ней. Отметим, что потребность является ключевым образованием поля, вокруг которого скоординированы структурные элементы и потребностью же определены динамические свойства этих элементов.
Теория К. Левина стала попыткой обозначить диалектику свободы и несвободы человека в его динамическом взаимодействии со средой. С одной стороны эта теория навеяна редукционистскими приемами упрощенного структурирования, с другой стороны она содержит обобщенные категории, дающие перспективы развитию теоретического понимания взаимодействия человека с миром, с которым человек разделен условно, поскольку границы между ними, согласно Левину, проницаемые. Для истории культурной психологии теория поля Левина имела неоценимое значение как концепция, ставящая под сомнение упрощенный бихевиористский взгляд на человека, беззащитно плененного стимулами среды. Левин придает должное значение методу психологического исследования и на фоне всеобщей поглощенности экспериментальным поиском фактов пишет: «Нередко утверждается, что теории, которые просто объясняют известные факты, не имею особенной ценности. Не могут с этим согласиться. В частности, если теория вводит в единую систему известные факты, которые ранее рассматривались отдельными теориями, она имеет определенное преимущество как средство организации. Кроме того, соответствие известным фактам доказывает адекватность этой теории – хотя бы некоторой степени» [13, с. 330 – 331].
Проблема человека и мира одна из методологические глобальных, так или иначе не теряет своей актуальности и поныне. В традициях отечественной психологии эта проблема в своей конкретике была поставлена С.Л. Рубинштейном, где мир понимался им как «организованная иерархия различных способов существования» [7, с.355]. Далее идея мира получило несколько концептуальных объяснений. Так, у Д.А. Леонтьева [5]- это смысловая реальность, у Л.Я. Дорфмана – «жизненный мир человека с учетом двойственности качественной определенности и человека, и его жизненного мира» [4, с. 66].
Литература
1. Выгосткий Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. – Т.1 Вопросы теории и истории психологии. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского.- М.: Педагогика, 1982.
2. Выгосткий Л.С. Лурия А.Р. Предисловие к русскому переводу работы З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» // Фрейд З. Психология бессознательного, М.: Просвещение, 1989.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2 Пер. с франц..М.:Мир, 1992.
4. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы.-М.: Смысл, 1993.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. Изд.-М.: Смысл, 2003.
6. Нестерова М.А. Дискуссии о психологии рубежа 19-20вв. (на материале Московского Психологического общества) // Мир психологии. – 2001.-№2.- С.263-258.
7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (Отрывки из рукописи). Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Изд-во «Наука», 1969. С.348-374.
8. Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций.- М.: Издательская группа ИНФРА- М- ФОРУМ, 1997.
9. Степанов С.С. Психология в лицах.- М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001.
10. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1. / Пер. с англ.- М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994.
11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 3. / Пер. с англ.- М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994.
12. Французская семоитика: от структурализма к постструктурализму. / Пер. с фр. и выступ. Статья Г.К.косикова.- М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.
13. Холл Кельвин С., Линдсей Гарденр. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 1999.
Вопросы для самостоятельного обсуждения:
1. В чем заключается историческая неизбежность кризиса психологии начала ХХ века?
2. Почему одна из известных работ З. Фрейда названа «Недовольство культурой»?
3. Каким образом концепция Юнга о коллективном бессознательном связана с мифологией?
4. Почему бихевиоризм считают одной из радикальных социологизаторских направлений – «сплавом позитивизма и прагматизма»?
Материал взят из учебника Баяновой Л.Ф.
Лекции по истории психологии.
Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
Москва – Бирск: Бирск. Гос. Соц-пед. Ак-я, 2005. – 136 с.
использованы страницы 78 – 90. Не исправлено и не дополнено.