Предмет
истории психологии
1. Предмет
и задачи истории психологии
2. Принципы
историко-психологического анализа
3. Методы
истории психологии
4. Периодизация
истории психологии
Г.
Эббингауз говорит о том, что психология имеет короткую историю и долгую
предысторию. Г. Эбингауз в конце XIX
в. и начале ХХ в. организовал первые психологические лаборатории. Создал первый
экспериментальные методы по изучению памяти. Долгая предыстория психологии
заключается в том, что проблема человека его души, внутреннего мира была
поставлена очень давно еще в Античности VI-VII в. до н.э. в рамках философских
учениях. Но протяжений многих столетий экспериментальные исследования
психических явлений не проводили, и лишь в середине XIX в.
в Германии в г. Лейпецг В. Вунт открыл первую психологическую лабораторию. Это
считают началом психологии как науки. Предметом
истории психологии является не психическая реальность, а знания о ней.
Михаил
Григорьевич Ярошевский называет историю психологии наукой 2-го порядка,
подчеркивая тем самым уровень познания в этой науки. Поэтому под предметом
истории психологии мы будем понимать знания, теории, концепций разработанные
относительно психики.
История психологии
решает несколько задач:
1. Реконструкция
прошлых теории, знаний, концепции.
2. Исследования
творчество отдельных авторов.
3. Построение
логики развития научной психологической мысли.
Помимо
историко-психологических задач история психологии решает методологическую задачу,
связанную с интеграции (объединением) многих теории в единую науку.
История
психологии как наука строится по определенным законам, правилам. Эти правила
будем называть принципами.
Принципы
историко-психологического анализа:
1. Принцип детерминизма
(причинная обусловленность)
2. Принцип историзма
требует объективности историко-психологических знаний. Принцип историзма часто
нарушается, и нарушение связаны с 2-мя моментами: эклектизма и презентизма.
Эклектизм
говорит о многообразии, хаотичности, трудности соединения всех теории в одну
линию. Олпорт сказал, что многообразие психологических теорий напоминает птичье
гнездо. Презентизм связан с тем, что некоторые историки психологии из-за
субъективных причин отбирают только те теории которые соответствует их взглядам,
а концепции или теории которые противоречить они не включают в историю
психологии. Иногда такая проблема
возникает из-за идеологических причин (в
отечественной психологии долгое время не включали в психологию З. Фрейда).
Принцип
детерминизма возникает той или иной теории имеет объективную причину. Теории в
истории психологии возникает из практики. Практические знания обобщаются,
создается теория и на последнем этапе осуществляется возврат практике.
Для
того, чтобы избежать презентизма предлагают следующие подходы:
1.
Хронологический подход заключается в том, что вся история науки излагается во
временной последовательности, то есть указывается теория, дата возникновения и
т.п.
2.
Персонификационный подход предполагает исследование крупных концепции авторских
в истории науки.
3.
Категориальный подход предложенный М.Г. Ярошевским в 1971 году.
4.
Интернальный (логико-научный) это исследование динамики психологического
познания с точки зрения его внутреннего содержание как самодостаточного и
обусловленного от других сфер жизнь от общества.
5.
Экстернальный подход – это изучение динамики психологической идей в контексте
социально-культурных развития общества. Истории психологии при своей
обусловленности связан с социальной условий. Поэтому при изложении условий
возникновения той или иной теории надо учитывать атмосферу времени, влияние
традиции общества. При изложении истории психологии нельзя не учитывать такой
феномен как «сайт гайс».