Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Структура научно-исследовательской деятельности

Структура научно-исследовательской деятельности

1 этап. Осознание и формулирование научной проблемы. Научная проблема – это противоречие между имеющимся и необходимым знанием.

2 этап. Исследователь представляет путь возможного решения проблемы, т.е. формулирует гипотезу. Подтверждение или опровержение осуществляется за счет сбора эмпирических данных.

3 этап. Любое исследование при организации опирается на некоторую известную концептуальную модель изучаемого явления, т.к. исследователю надо оперировать определенными понятиями и обработку данных. Научно-исследовательская деятельность требует наличие исходных научных знаний об изучаемом явлений – теорий.

4 этап. Результаты исследования позволяют установить конкретные факты и описать с помощью понятий использованной модели. Новые знания могут дополнять теорию об изучаемом явлений, раскрывая его новые стороны и закономерности, либо опровергнуть имеющиеся исходные научные знания.

Научный аппарат исследования

Объект и предмет исследования – это область действительности подлежащий изучению.

Объектом психологического исследования является психическое явление, а не человек и не группа людей.

Предмет исследования это определенные особенности объекта, т.е. те его свойств форме которых это объект проявляет.

Научная проблема – это объективно возникающей вопрос в ходе развития познания, решение которого представляет практический и теоретический интерес.

Проблема форме вопроса фиксируется противоречие между знанием об потребности знания и незнания как потребность удовлетворит.

Возникновение проблемы и ее осознание инициирует начало познавательной деятельности.

Научная проблема отличается от житейских и религиозных проблем. Она направлена на получение научных знаний, т.е. обобщенных, охватывающих широкий круг проблем. Научная проблема должна иметь обобщенную формулировку, которая касается не отдельного случая, а всех случаях подобного типа. Научная проблема должна быть реальной – действительно существующий и допускающий решение.

Теория – это совокупность научных знаний, получаемых в научном познании, фиксируется и преобразуется во внутренне непротиворечивую систему знаний и представлений (понятие, суждение, умозаключение, принципы, законы, категории).

Гипотеза – это определенное научное предположение как ответ, в котором сформулирована научная проблема. Гипотеза выдвигается на основе имеющихся знаний и представлении заложенных в основу некоторой теории.

Нельзя формулировать научную гипотезу, в которых нет научных знаний.

Гипотеза приобретает научную обоснованность в рамках теорий. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, то совокупности исходной системы знаний включаясь в нее, гипотеза приобретает статус теорий.

Верификация – это процедура, связанная с проверкой, подтверждением гипотезы.

Фальсификация – это выдвижение желаемого за действительность, при проверке гипотезы и подгонка фактов и интерпретации.