Структура научно-исследовательской
деятельности
1
этап. Осознание и формулирование научной проблемы. Научная проблема – это
противоречие между имеющимся и необходимым знанием.
2
этап. Исследователь представляет путь возможного решения проблемы, т.е. формулирует
гипотезу. Подтверждение или опровержение осуществляется за счет сбора
эмпирических данных.
3
этап. Любое исследование при организации опирается на некоторую известную
концептуальную модель изучаемого явления, т.к. исследователю надо оперировать
определенными понятиями и обработку данных. Научно-исследовательская
деятельность требует наличие исходных научных знаний об изучаемом явлений –
теорий.
4
этап. Результаты исследования позволяют установить конкретные факты и описать с
помощью понятий использованной модели. Новые знания могут дополнять теорию об
изучаемом явлений, раскрывая его новые стороны и закономерности, либо
опровергнуть имеющиеся исходные научные знания.
Научный
аппарат исследования
Объект
и предмет исследования – это область действительности подлежащий изучению.
Объектом
психологического исследования является психическое явление, а не человек и не
группа людей.
Предмет
исследования это определенные особенности объекта, т.е. те его свойств форме
которых это объект проявляет.
Научная проблема
– это объективно возникающей вопрос в ходе развития познания, решение которого
представляет практический и теоретический интерес.
Проблема
форме вопроса фиксируется противоречие между знанием об потребности знания и
незнания как потребность удовлетворит.
Возникновение
проблемы и ее осознание инициирует начало познавательной деятельности.
Научная
проблема отличается от житейских и религиозных проблем. Она направлена на
получение научных знаний, т.е. обобщенных, охватывающих широкий круг проблем.
Научная проблема должна иметь обобщенную формулировку, которая касается не
отдельного случая, а всех случаях подобного типа. Научная проблема должна быть
реальной – действительно существующий и допускающий решение.
Теория
– это совокупность научных знаний, получаемых в научном познании, фиксируется и
преобразуется во внутренне непротиворечивую систему знаний и представлений
(понятие, суждение, умозаключение, принципы, законы, категории).
Гипотеза
– это определенное научное предположение как ответ, в котором сформулирована
научная проблема. Гипотеза выдвигается на основе имеющихся знаний и
представлении заложенных в основу некоторой теории.
Нельзя
формулировать научную гипотезу, в которых нет научных знаний.
Гипотеза
приобретает научную обоснованность в рамках теорий. Если в результате
исследования гипотеза подтверждается, то совокупности исходной системы знаний
включаясь в нее, гипотеза приобретает статус теорий.
Верификация
– это процедура, связанная с проверкой, подтверждением гипотезы.
Фальсификация
– это выдвижение желаемого за действительность, при проверке гипотезы и
подгонка фактов и интерпретации.