Специфика
научного познания
Каждая
научная дисциплина обладает собственным предметом, объектом исследования,
понятий и методологическим аппаратом, которое соответствует определенным
объяснительным принципам.
Психология
изучает внутренние структуры и процессы знания, о которых необходимо для
объяснения поведения человека и животных.
Проблема
специфического научного познания важна для психологии относительно молодой
дисциплины, т.к. необходимо различать житейскую, религиозную познанию от
научного психологического познания.
Научные
знания в отличие от ненаучной может быть опровергнуть в процессе эмпирической
проверки.
Принцип потенциальной
опровержения научной теории К. Поппер назвал принципом
фальсифицируемости, т.е. ненаучная теория не может быть опровергнутым, а
научная должна быть потенциально опровержима. Фальсификация может считаться
состоявшийся если надежно установлено воспроизводимый эффект опровергающей
теорий.
Опровержение
как и подтверждение должно строиться соответствие всеми научными нормами и
ценностями.
По
мнению Б.Ф. Ломова научное познание раскрывает существенные, необходимые,
устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями.
Признак
существенности указывает степень связи между
явлениями, раскрывающими его суть. Необходимость раскрывать в 2-ух аспектах:
-
необходимость с которой протекают;
-
необходимость познания связи и отношения между явлениями.
Признак
устойчивости. Связи между явлениями указывает на их
стабильность и не изменчивость при повторении.
Признак
повторяемости. Повторяемость между явлениями означает
их способность к воспроизведению.
Все
эти признаки является необходимым для научного познания, но не достаточным.
Познавательная
активность любого организма на любой стадии развития направлена
1)
познание именно существенно значимое для значений явлений окружающей его среды
обитания;
2)
получение знаний о причинно-обусловленных связях, т.е. является значимым для
него;
3)
получение знаний о повторяемости и устойчивости явлении, т.к. эти явления
представляют наименьшие трудности в силу их предсказуемости.
Научное познание –
это специально организованная сфера человеческой деятельности, в результате
которого получается научные знания о действительности.
Изучение
существенных, необходимых, устойчивых и повторяющих связей между явлениями отражает
лишь научная деятельность. Характеристику научной деятельности необходимо
включить мотивационные и методологические концепции (для чего осуществляется?)
Наука
– это социальный институт, цель науки – это преобразование нового знания в
соответствии как уже сформулированными, так и лишь возможными запросами
общества. Чтобы соответствовать этим запросам знания должны обладать такими
свойствами как: обобщенность, надежность, сообщаемостью и объективность.
Широкое
социальное значение научных знаний, ориентированность научного познания на
получение объективные и достоверные знания, которые могли бы множество люди,
отличает научное познание.