непосредственно воспринимаемыми
свойствами вещи. Стол есть та система правил, которая предписана культурой для
данной вещи. Другими словами, стол есть система правил в конкретных, зрительно
воспринимаемых обстоятельствах. Следовательно, всякая вещь в культуре обретает
два типа свойств: натуральные и культурные. Культурные (или предметные)
свойства вещи и есть предписанные способы действия, фактически характеризующие
ее функциональные свойства. Естественно, что они не выводятся из природных
свойств вещей. Однако это совсем не означает, что природные свойства не могут
быть «проинтерпретированы» именно как свойства, привязанные к конкретным
культурным свойствам (или правилам). Таким образом, любая ситуация (любая вещь)
в человеческой культуре имеет две группы свойств: внешние (натуральные,
видимые) и внутренние (культурные, предметные, невидимые).
Встречаясь с любой вещью, человек
так или иначе (адекватно или неадекватно) интерпретирует ее культурные
свойства и в зависимости от этой ин-
88
терпретации обращается с вещью.
Особенно отчетливо наличие двух сторон при восприятии вещи выступило в
исследовании М.К. Поттер[1]: «В акте перцептивного узнавания
можно выделить две основные фазы: во-первых, это организация поступающих
раздражителей с выделением фигуры и фона, определением трехмерности, фактуры и
пр.; во-вторых, отнесение организованного восприятия к одной или нескольким
категориям...».
Как видно из цитируемого отрывка,
автор указывает на две составляющие: внешнюю (натуральную) и внутреннюю
(культурную), участвующие в построении образа объекта. Значит, мы должны
сделать следующий вывод: главная структурная особенность любой нормативной (а
точнее сказать, культурной) ситуации состоит в том, что, всякий раз оказываясь
в других зрительно воспринимаемых натуральных обстоятельствах, человек обязан
интерпретировать их с точки зрения тех правил, которые привязаны к этим
обстоятельствам в культуре. Другими словами, в зависимости от наличествующих
правил человек как существо культуры должен уметь различать (интерпретировать)
сами обстоятельства. Это и означает фактически, что человек должен постоянно
давать ответы на вопросы: что и как делать можно в данных внешних
обстоятельствах, а что делать нельзя, т.е. он должен постоянно заниматься
рефлексией. Рефлексивность есть главное свойство нормативного (культурного)
поведения.
Естественным было бы допустить, что
одни и те же внешние обстоятельства (например, одна какая-либо конкретная
вещь) могут быть проинтерпретированы разными субъектами как несущие различные
правила (или функции). В этом заключена одна из структурных особенностей
нормативной ситуации. Тем самым мы подчеркиваем, что хотя правила и привязаны
к вещным свойствам, связь эта неоднозначна.
Неоднозначность обусловлена тем, что
помимо объективных (внешних и внутренних) свойств в структуре нормативной
ситуации можно выявить и еще одну группу свойств
- субъективные (или смысловые). Эта группа свойств имеет отношение к
тому человеку (или группе лиц), которые вводят данную нормативную ситуацию в
систему существующих норм. Они несут в себе те цели (смыслы), ради которых
нормативная ситуация вводится в культуру. Например, оплата проезда в транспорте
вводится с целью рентабельности работы транспорта, т.е. в интересах тех лиц,
которые поддерживают работу транспорта.
Смысловая сторона вводимой нормы
весьма отчетливо проявляется в рекламе. Рекламируемый товар фактически
представляет собой вещь, с которой связаны вполне определенные, культурно
заданные правила ее использования, т.е. любой товар представляет собой и
конкретную нормативную ситуацию. Очевидно, что рекламирование товара раскрывает
в какой-то мере правила, связанные с его использованием. Однако в гораздо
большей степени рекла-
89
мирование товара подчеркивает
смысловую сторону нормативной ситуации. Общая идея рекламы сводится к
внедрению в сознание человека представления о том, как ему будет хорошо, если
он приобретет рекламируемый товар (т.е. примет вводимую нормативную ситуацию).
Это как раз и показывает, что в любой нормативной ситуации есть смысловой (или
субъективный) слой. Строго говоря, рекламируется не само правило, а
переживание его выполнения. Понятно, что переживание правила не является
нормируемой стороной нормативной ситуации, но, как видно, оно обязательно ей
сопутствует. Остановимся подробнее на этом моменте.
Переживание есть субъективное
явление в том смысле, что оно присуще самому человеку, оказавшемуся в
нормативной ситуации. Поведение также присуще самому человеку. Однако
нормативная ситуация предписывает не то, как надо переживать, а как надо себя
вести именно потому, что в поведении есть внешний момент, т.е. момент
объективности, что и может быть отслежено, зарегистрировано объективно. Само
же переживание есть весьма субъективная, скрытая от наблюдателя сторона.
Именно поэтому в одной и той же ситуации люди могут переживать (и переживают)
по-разному. Если же пытаться нормировать переживания, т.е. заставлять людей в
одной и той же ситуации переживать одинаково, то здесь возникает ситуация
несоответствия внешних проявлений и внутренней стороны переживания.
В структуре нормативной ситуации
можно выделить еще одну группу свойств, которая связана с различиями между
ситуациями. Эти свойства отражают новизну ситуации. Под «новым» мы понимаем
такой продукт, который получается в результате преобразования старого.
Соответственно всякая нормативная ситуация когда-то выступила в качестве новой,
т.е. она была получена преобразованием исходной ситуации. Эта сторона
нормативной ситуации также характерна для рекламы. Действительно, когда рекламируется
товар (а соответственно и способ его употребления), обычно подчеркивается его
новизна. В профессиональных нормах новизна внедряемой нормы является также
одним из главных ее достоинств.
Итак, в любой нормативной ситуации
мы выделяем следующие стороны: внешнюю, внутреннюю, объективную, субъективную
(смысловую), эмоциональную (переживание), рефлексивную, преобразование.
ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ
НОРМЫ
Итак, если социальная норма является
искомой единицей жизненного пространства личности, возникает необходимость
показать противоположность входящих в нее двух начал: биологического и
социального. То, что нормативная ситуация социальна, сомнения не вызывает. Но
вот то, что она строится с учетом биологического начала, требует специального пояснения.
Очевидно, что социальная норма вводится в целях регулирования поведения членов
социума.
90
Но это означает, что нормативная
ситуация, для которой предусмотрела социальная норма, есть не только средство
регуляции поведения, но и является точкой
столкновения интересов индивида и социума. Она ограничивает индивидное
поведение в интересах социума.
Следовательно, но своей структуре социальная норма фиксирует такую стандартную
ситуацию, которая именно предполагает два возможных способа поведения: во-первых,
поведение в интересах отдельного индивида, или поведение непосредственное,
натуральное, животное, природное, побуждаемое его природными импульсами и
желаниями, поведение эгоцентрическое; и, во-вторых, поведение ограниченное,
преобразованное, построенное в интересах социума, или поведение культурное. Такая
трактовка социальной нормы вскрывает се внутреннюю диалектику. Тем самым
подчеркивается ряд моментов.
Во-первых, если природное или
биологическое начало в человеке не вступает в противоречие с социумом, т.е.
нет необходимости накладывать на него ограничения, то для таких ситуаций не
нужны социальные нормы, и, более того, они вообще не являются ситуациями,
входящими в пространство личностной активности, т.е. составляющими культуру.
Во-вторых, становится понятно,
откуда берется социальная норма: она рождается из столкновения
непосредственных, натуральных, биологических, природных побуждений различных
субъектов (точнее, из столкновения индивидного поведения и видового). Другими
словами, социальная норма исторически есть фиксация такой ситуации, в которой
индивидное биологическое преобразуется в видовое биологическое как нормативное,
культурное.
Поэтому социальная норма по своему
историческому построению несет в себе внутреннюю биологическую напряженность,
связанную с подчинением, ограничением индивидного биологического: индивид
имеет внутри себя природную тенденцию действовать естественно, но именно этот
натуральный способ запрещается. Таким образом, любая нормативная ситуация,
несущая в себе культурную норму (будь это правило поведения в общественном
месте, математическая формула, музыкальное произведение и т.д.), имеет внутри
себя энергетическую составляющую, выражающую напряженность природного начала в
индивиде, которое этой культурной нормой и ограничено. Биологическое
(природное) есть не что иное, как именно материал, из которого строится
социальная норма. Однако в силу того, что это не просто биологический материал,
а материал индивидно-биологический, он содержит в себе указанное энергетическое
напряжение, готовое при снятии (группового, социального) ограничения проявить
себя, вырваться. Таким образом, культурная норма, или культура, есть
напряженная биосоциальная система, в которой природное (натуральное) именно
противостоит социальному.
На наш взгляд, такое понимание двойственности
и социальной нормы находит подтверждение в отечественной психологии. Рассмотрим
культурно-историческую теорию Л.С. Выготского.
91
Действительно, если проанализировать
ее ключевую единицу - культурное средство, как его понимает Л.С. Выготский, то
можно увидеть, что последнее объединяет в себе две стороны: натуральную, т.е.
то качество средства, которое выступает в нем как естественное, и культурную - способ его употребления в культуре.
Средствами, по Л.С. Выготскому, являются различные знаки, среди которых особая
роль в психическом развитии ребенка отводится слову. Анализируя опыты Аха, Л.С.
Выготский подчеркивает натуральную сторону слова, которая вышла на первый план
в его исследовании: «Однако слова не выступают с самого начала в роли знаков,
они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в
опыте...»[2]. Обсуждая проблему развития речи в
учении В.Штерна, Л.С. Выготский также отмечает существование натуральной
стороны речи - это «грандиозная сигналистика речи», которая «выделяется для
ребенка из всей остальной массы сигнальных стимулов, приобретая совершенно
особую функцию в поведении - функцию
языка»[3]. Итак, мы видим, что средство у
Л.С. Выготского действительно имеет две стороны. При этом культурная сторона
средства (его способ употребления) именно в силу того, что она не выводится из
натуральных свойств средства, по смыслу противоположна натуральному свойству в
том отношении, что она не открывается непосредственно субъекту, а значит,
требует известного напряжения, связанного с подчинением натурального в человеке
логике культурного.
Точно так же, по Э.В. Ильенкову,
всякое культурное качество вещи составляет ее идеальное свойство:
«"Идеальность" - это своеобразная печать, наложенная на вещество
природы общественно-человеческой жизнедеятельностью, это форма функционирования
физической вещи в процессе общественно-человеческой жизнедеятельности.
Поэтому-то все вещи, вовлеченные в социальный процесс, и обретают новую, в
физической природе их никак не заключенную и совершенно отличную от последней
"форму существования", "идеальную форму"»[4]. В теории деятельности
«идеальность» вещи выступила как ее предметность. А.Г. Асмолов пишет:
«Сущность феноменов и принципа предметности особенно ярко проступает в тех
фактах, в которых проявляется расхождение и даже конфликт между естественной
логикой движения, определяемой чисто физическими свойствами объекта как «вещи»,
и логикой действия с «предметом», за которым в процессе общественного труда
фиксирован вполне определенный набор операций»[5]. Таким образом, следование принципу
предметности в теории деятельности (A.H.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов и др.)
приводит к пониманию внутренней напряженности любой культурной нормы, в том
числе и любого (предметного) действия.
92
СВОЕОБРАЗИЕ
КУЛЬТУРЫ КАК НОРМАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Описание специфики культурной нормы
как ситуации внутренне напряженной с неизбежностью ставит перед вопросами: для
чего существует культура как нормативная система? Какова функция социальной
нормы? Ответ достаточно очевиден: в нормативной системе (т.е. в системе
нормативных ситуаций) люди взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие
одного человека с другими людьми в нормативной ситуации имеет, но крайней мере
две особенности. Во-первых, человек, оказавшись в подобной ситуации, действует
культурным способом, т.е. воспроизводит тот стандарт, который принят в данном
социуме для данной ситуации. Это означает, что он и действует, и должен
действовать как все. Например, человек, который собирается ехать общественным
транспортом, должен выполнить правила: взять билет, не мешать другим пассажирам
и т.д. Наличие стандартного способа действия предполагает и вторую
особенность: обезличенность. Любой человек, оказавшийся в нормативной
ситуации, не только должен действовать стандартно, но и должен действовать
независимо от своих индивидуальных обстоятельств. Другими словами, любой
человек именно должен взять билет, а только потом он может ехать.
Строго говоря, нормативная ситуация
абсолютно «равнодушна» к особенностям конкретного человека. В нормативной
ситуации важно выполнение правила. Тогда получается, что, встречаясь в
нормативной ситуации, люди взаимодействуют друг с другом формально,
обезличенно, игнорируя ненормированные для данной ситуации обстоятельства
каждого из участников. Эта особенность нормативного взаимодействия фактически
отражена в теории ролевых отношений. Приведем определение социальной роли из
учебника по психологии под редакцией А.А.Крылова: «Мы будем понимать роль как
нормативную систему действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его
социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена
конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле
не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли
преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а
выполнение роли студента - другим. Эти предписания безличны (выделено мною. - Н.В.),
они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей
и студентов»[6].
Если брать психологическую сторону
дела, то в нормативной ситуации происходит определенное преобразование
индивидов: участники, вступая в нормативную ситуацию, как бы отказываются от
своих личностных особенностей и лишь воспроизводят социальный стандарт. Тем
самым оказывается возможным стабильное функционирование или технологизация взаимодействия
людей. Люди взаимодействуют не как индивиды, а как единицы
93
социальной ситуации. При этом не
важно, какие чувства люди испытывают друг к другу, они все равно должны
выполнить социальные предписания. Именно поэтому нормативная ситуация
предполагает подчинение индивидуальной природы каждого человека требуемым
правилам.
Рассмотрим такой достаточно типичный
случай: человек заболел и приходит на прием к врачу. Для двух участников этой
ситуации - пациента и врача - самое главное заключено в постановке
диагноза. Определение диагноза есть фактически нормирование ситуации. Допустим,
установлено, что пациент болен гриппом. С этого момента врач взаимодействует с
ним не как с посетителем (знакомым или незнакомым, симпатичным или
несимпатичным, собеседником определенного пола, возраста, социального статуса и
т.п.), а как с человеком, больным гриппом. Поведение врача становится
подчиненным правилам лечения гриппа, принятым в его профессиональном
сообществе. Даже в том случае, если способы лечения малоэффективны, врач все
равно должен следовать им. Именно благодаря нормативности врач не несет личной
ответственности за несовершенство этих правил, если, следуя им, пациент
ухудшит свое здоровье, —таковы принятые нормы лечения.
Для чего это нужно? Совершенно
понятно, что общество не может зависеть в своем существовании, например, от
настроения ее членов. Была бы явно абсурдной ситуация, в которой водитель
автобуса решил везти пассажиров по другому маршруту только потому, что они ему
не симпатичны; врач — лечить любым, пришедшим ему в голову способом и т.п.
Главный
вывод, который мы можем сделать по этому вопросу, состоит в том, что благодаря
нормированию социальная система или культура стабилизирует изменения,
происходящие в действительности, как бы останавливает несущийся жизненный
поток, становится относительно независимой от членов социума, ее составляющих.
Замечательно то, что и каждый отдельный член социума становится свободным от
своего природного начала и от природного начала других людей. Эта свобода проявляется в разных
культурных сферах. Например, следование правилам мышления приводит человека к
построению адекватных, т.е. неэгоцентричных умозаключений; следование
медицинским правилам приводит к выздоровлению и т.д.
Естественно, что человек, который
окажется вне культуры, не сможет взаимодействовать адекватно с членами данного
социума. В этом случае человек сразу же теряет свободу. Незнание норм, культуры
делает человека зависимым от тех, кто знает эти нормы, именно они делают его
ведомым. Например, если человек приезжает в другую страну и не знает языка, на
котором там говорят, он, естественно, становится зависимым от тех, кто знает
язык. Для того чтобы обрести независимость от членов социума, быть личностью,
человек должен осваивать нормативную систему. Человек, который не владеет нормами,
не является личностью.
Вся психика человека, все его
сознание нормативно. Понятие «ненормаль-
94
ный» (т.е. «ненормальный») как раз и означает, что человек не освоил нормативную
систему, не смог освоить нормы, существующие в обществе. На освоение норм (или
культуры) направлена система образования. Человек, который знает нормы и
владеет ими в обществе, оценивается положительно (культурный человек). Итак,
норма делает человека свободным or других людей. Но и другие люди, выполняя норму, оказываются свободны
от данного человека и относятся к нему как к нормативному существу. Отношение
к человеку как к нормативному существу, а не как к личности - специфика нормативного пространства.
Культура всех обезличивает, нормирует. Все нормативное пространство обезличено.
Вывод, который с логической необходимостью вытекает из сказанного, заключается
в том, что личностью в культуре быть
нельзя.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ»
Удерживая два главных социальных
проявления личности: индивидуальность (отличие от других) и самореализацию
(утвержденность в социуме, выражающуюся в том, что его члены вынуждены
считаться с индивидуальностью другого), рассмотрим результаты предварительного
обсуждения вопроса о том, что такое личность. Как было показано, проблема
личности со структурно-диалектической точки зрения определяется следующими
ограничениями: пространство существования личности есть социальное, нормативно
определенное пространство, или культура; это пространство есть плоскость
встречи натурального в индивиде и его
культурного, пли биосоциальное пространство.
[1]
Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвер и П.Грннфилд. - М., Педагогика. 1971. С. 136.
[2]
Л.С. Выготский. Соч. Т. 2. - М., 1982.
С. 127.
[3]
Там же. С.
84.
[4]
Э.В. Ильенков. Философия и культура. - М., 1991.
С. 256.
[5]
А.Г. Асмолов. Психология личности. - М., 1990.
С. 96.
[6]
Психология. Учебник. ~М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.
С. 303.