Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Речь

Речь

Сущность и определение речи.  Ведущая роль речи – это обеспечение эффективного общения между людьми.

Речь тесным образом связан с мышлением в своем возникновении и развитии как в фило-, так и в онтогенезе.  Вне речи мысль никогда не может оформиться, не может стать мыслью.

В речи аккумулируются проявления всех сторон психической жизни человека. Соотношение речи и других психических процессов выявляется в соотношении речи с сознанием в целом.

Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.

Сущность речи состоит в выражении отраженной в сознании человека реальности (объективной или субъективной).

Речь и язык. Речь как средство общения должна строиться по общим для субъектов общения правилам. Эти правила заключены в языке.

Язык есть средство унификации речи, средство, позволяющее сопрягать индивидуальное многообразие сознания и речи отдельных субъектов общения.

Язык является результатом исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначить предметы и явления некоторыми знаками. Язык – это система знаков.

Различают языки естественные (сюда входит разговорные и письменные языки), и искусственные (неречевые передачи информации).

Единицей языка является слово.

Слова обладают значением и смыслом. Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначенному им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном порядке. Смысл слова – это содержание слова в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта.

Речь и язык неразрывно связаны между собой. Однако различия между ними весьма существенны. Речь – явление сугубо субъективное и индивидуальное. Язык – явление объективное и общественное. Речь – это процесс. Язык – это форма реализации речи. Если речь составляет динамическую сторону общения, то язык – статическую. Соотношение речи и языка – это нерасторжимое единство содержания и формы.

Функции речи. Ученые выделяют три функции речи: сигнификативную (обозначающую), коммуникативную, регулятивную функцию.

1. Сигнификативная (обозначающая) функция включает в себя:

А) обозначение предметов и явлений (связь с образами – ощущениями, восприятиями, памятью, воображением);

Б) выражение понятий (связь с мышлением).

2. Коммуникативная функция:

А) информационная (передача знаний);

Б) выразительная (передача чувств);

В) воздействующая (волеизъявление).

3. Регулятивная функция:

А) саморегуляция;

Б) регуляция поведения других людей (и животных).

Физиологические основы речи. Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать периферические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее образования, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;

• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

• генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

• резонаторная система, т. е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана:

• с левым полушарием головного мозга;

• со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнатьная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Развитие речи (онтогенезе). Основные этапы развития речи:

1. Фонетический:

А) дословарный (доречевой):

- гуление, издавание нечленораздельных звуков (2 – 5 мес.);

- детский лепет (5 – 11 мес.);

Б) дограмматический (11 – 19 мес.).

2. Грамматический (19 – 3 года).

3. Семантический (смысловой) (после 3 лет).

На фонетическом этапе происходит формирование фонематического слуха и навыков произнесения фонем родного языка.

На грамматическом этапе человек овладевает начальным  словарным запасом и правилами построения фраз (синтаксисом).

Семантическом этапе происходит усвоение понятийной отнесенности слов.

В совокупности всех этих процессов происходит становление и развитие связанной речи, то есть речи, адекватно отражающей мысли говорящего (пишущего) с точки зрения ее понятности для слушающего (читающего).

Классификация речи.

I. По направленности:

1) Внешняя речь – это экстериоризованная речь, то есть речь, обращенная вне субъекта к партнерам по общению. Главная функция – коммуникативная. Может выступать и в устном форме, и в письменной, и в виде монолога, и в виде диалога.

2) Внутренняя речь – интериоризованная речь, то есть речь, обращенная внутрь субъекта, обычно беззвучная речь. Главная функция – регуляция. регуляция осуществляется через: размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседа с воображаемым партнером (партнерами).

II. По модальности:

1)Устная (звуковая) речь – это речь, произносимая вслух и воспринимаемая на слух, обращенная преимущественно к партнеру (партнерам) по общению.

2)Письменная речь – речь, реализуемая графическими средствами и воспринимаемая зрительно, обращенная к партнеру (партнерам) по общению.

III. По числу субъектов и характеру речевой деятельности:

1) Монологическая речь – речь одного человека, не прерываемая репликами других субъектов общения. Это относительно длительное связанное изложение системы и знаний.

Характеризуется значительной развернутостью, так как мало используется неречевая информация, вытекающая из ситуации общения.

2) Диалогическая речь – это разговорная речь между двумя (или несколькими) партнерами по общению. Протекает в форме разговора, обмена репликами, беседы (тематически направленного разговора). Диалог первичен по отношению к монологу как в фило-, так и в онтогенезе.

Диалог характеризуется ситуативностью, то есть высокой связью с обстановкой разговора, и контекстностью, то есть обусловленностью каждого последующего высказывания предыдущим.

Теории речи. Вплоть до ХХ в. исследования речи носили глобальный характер, ставились вопросы общего свойства: происхождение языка, его природы, связи с рациональной и эмоциональной сторонами психики.

В начале ХХ в. появились исследования конкретно-эмпирического характера, главным методом при этом было наблюдение. Видное место в этот период занимает идея И.П. Павлова о второй сигнальной системе. В последующих исследованиях отечественный и зарубежных ученых был выявлен условно-рефлекторный характер связей между словами, что эта связь вырабатывается в жизненном опыте и является достаточно стабильной.

В бихевиоризме детально разрабатывалась идея о том, что речь представляет собой одну из форм поведения. Происходит выработка обусловленной вербальной реакции. Она подкрепляется взаимным пониманием людей и их адекватными действиями, а повторное возникновение данной ситуации автоматически вызывает ту же вербальную реакцию в скрытой или явной форме.

Следующий период ознаменовался появлением психолингвистики (лат. lingua – язык, наука о языке (языкознание) 1953 г. Ч. Осугд, Н. Хомский, Н.И. Жинкин). Одной из главных задач ее является изучение природы речевой способности.

Широко известна концепция внутренней речи, предложенная Л.С. Выготским. По мысли автора, внутренняя речь происходит из эгоцентрической речи ребенка.

В рамках деятельностного подхода разработана теория речевой деятельности. Порождение речи, согласно этой теории, происходит несколько внутреннее программирование высказывания, грамматико-семантическая реализация внутренней программы.

В настоящее время разрабатываются многочисленные проблемы психолингвистики: функционирование ментального лексикона; проблема языка и сознания; психологические аспекты текста; природные корни речевой способности детей (младенцев) и др.

Речевые свойства личности. Общительность – оптимальное проявление потребности в контакте с людьми.

Замкнутость – отсутствие потребности в общении.

Болтливость – несдержанность речевой активности.

Красноречие – способность связано, убедительно и в красивой форме излагать свои мысли.

Краснобайство – склонность к бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме.

Лаконичность – краткость и четкость выражения мысли.

Афористичность – склонность к употреблению афоризмов.

Стили речи:

- обиходно-бытовой;

- художественный;

- деловой;

- научный;

- сленг (жаргон).

Использованная литература. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии.

Никандров В.В. Психология.

Общая психология. Под общей редакцией М.В. Гамезо