Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

продолжение

Системная организация высших психических функций определяет строение развивающегося сознания ребенка. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция выступает на первый план и организует смысловую систему всего детского сознания, что находит отражение в особенностях значений слов.

Давая оценку культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, следует отметить, что он основан не только на преобразовании базовой ассоциативной теории, но и на расширении пространства психологического знания за счет объединения социологической и собственно психологической точек зрения. Например, принцип дискретности, характерный для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа. Кроме того, сама проблематика исследования мышления и речи заимствуется Л.С. Выготским из ассоциативной психологической теории. Принцип сознательности выражается в том, что в понимании Л. С. Выготского психика и есть сознание, которое определяется системой высших психических функций.

Объединение социологии, уделявшей особое внимание коллективным, а не индивидуальным представлениям, и ассоциативной психологии позволяет Л.С. Выготскому сформулировать ряд новых принципов. В первую очередь это принцип структурности, противоположный принципу дискретности, который Л.С. Выготский использует при анализе строения психики. Помимо этого следует назвать принцип опосредствования, т. е. представления психики с помощью средств (знаков). С этим принципом тесно связана идея интериоризации — развития по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредствования закономерно приводит к таким понятиям, как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития. С точки зрения теории Л.С. Выготского, развитие понимается с одной стороны, как саморазвитие (т. е. собственно процесс созревания), а с другой стороны, как внешне обусловленное развитие, связанное с взаимодействием ребенка и взрослого и процессом передачи культурных средств.

Все это существенно обогащает психологию в целом и детскую психологию в том числе. Поскольку теория Л.С. Выготского относится к теориям базового порядка, она обладает многими возможностями теоретического развития. В настоящее время она активно изучается, переосмысливается и применяется психологами и педагогами мирового сообщества.

Одно из следствий, которое вытекает из подхода Л.С. Выготского, состоит в том, что все психологические теории детского развития могут быть разделены на две группы: теории, рассматривающие процесс развития ребенка естественным образом, т.е. натуралистические теории, и теории, рассматривающие психическое развитие не только как социально обусловленный процесс, но и как процесс опосредствованного развития. В этом случае именно взрослый выступает как носитель средств развития, он организует социальную ситуацию. Таким образом, взрослый ведет за собой развитие, формой которого выступает обучение. Подход Л.С. Выготского оказывается выигрышным в сравнении с натура­листическими взглядами. Сама идея развивающего обучения ставит взрослого в принципиально иную позицию: взрослый становится не сторонним наблюдателем и аналитиком детского развития, а организатором и разработчиком этого процесса. Подход Л.С. Выготского открывает широкие перспективы как для анализа, так и для построения эффективных образовательных систем, позволяющих решать задачи развития творческой детской личности.

Говоря о недостатках теории Л.С. Выготского, следует обратить внимание на тот факт, что он сравнительно мало времени занимался разработкой психологического подхода, и поэтому многие обозначенные им вопросы остались не проработанными в достаточной мере. Один из таких вопросов связан с процессом интериоризации, механизмы осуществления которого не понятны. В дальнейшем проблема возникновения умственного действия получила освещение в работах П.Я.Гальперина, но с несколько иных позиций.

Также остался открытым вопрос о роли бессознательного в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал заслугу З.Фрейда, который позитивно подошел к пониманию этих процессов, но сам не предложил конкретного решения. Аналогичная ситуация сложилась и с пониманием эмоционального развития: хотя Л.С. Выготский подчеркивал единство аффекта и интеллекта, однако он не успел описать ход этого процесса. Кроме того, возникают вопросы в связи с опосредствованным характером психического развития ребенка. Так, остается неясным, существует ли одна и та же система средств для решения умственных задач и задач, касающихся других сфер развития (например, про­извольности, эмоционального развития) или же для каждой сферы имеются свои особые средства.

Ключевые понятия

Новообразование — то новое в психическом и социальном строении личности, что впервые возникает на данном возрастном этапе и определяет психическую жизнь ребенка.

Социальная ситуация развития — характерные для данного возрастного периода отношения между ребенком и его социальным окружением.

Зона ближайшего развития — область психических процессов, находя­щихся в стадии формирования. Поскольку всякая психическая функция первоначально выступает как функция, «передаваемая» взрослым ребенку, то зону ближайшего развития можно определить теми задачами, которые ребенок оказывается в состоянии решить с помощью взрослого.

Психическое средство — орудие, направленное на овладение собственным поведением или поведением другого. В качестве таких орудий выступают знаки.

Кризис развития — состояние, при котором возросшие психические возможности ребенка не соответствуют исходной социальной ситуации развития.

Закон детского развития — закономерность, согласно которой для каждого возрастного периода существует доминирующая психическая функция, которая развивается в первую очередь и обусловливает развитие других психических функций.

Системное строение сознания — подчинение всех психических функций доминирующей функции на конкретном возрастном этапе.

Высшая психическая функция — функция, формирующаяся при жизни индивида, обладающая произвольностью и осознанностью; возникает за счет освоения ребенком психических средств.



[1]  Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 248.

[2] Там же. – С. 248.

[3] Там же. – С. 249.

1 Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1984. – Т. 4.- С.260.

[5] Выготский Л.С. Собрание соченений: в 6 т. – М., 1984. – Т.4 – С. 211.

[6] Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 4. — С. 329.

[7] Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 4. — С. 344.

[8] Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 4. — С. 363.

[9] Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967. – С. 9.

[10] 2Тамже. — С. 14.

[11] Выготский Л. С. Лекции по педологии. - Ижевск, 1996. - С. 229.