МЫШЛЕНИЕ
С помощью мышления знания,
полученные человеком при непосредственном взаимодействии с реальностью через
ощущения и восприятия и закрепленные в представлениях, не только углубляются и
расширяются, но и переструктурируются и преобразуют сбалансированную систему.
Основные
функции:
1. Познание недоступного
непосредственному восприятию.
2. Систематизация знаний и опыта.
3. Обеспечение целостности
психической жизни человека во времени.
4. Участие в регуляции поведения и
деятельности.
5. Обеспечение связи между
индивидуальными и общественным опытом и знаниями.
Мышление
– это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации
об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность. Это высшая форма
познавательной деятельности.
Логические
формы мышления
Единицей мышления является понятие.
Понятие
– это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными
для них всех признаками.
Суждение
– 1) логическом – это высказывание, устанавливающее связь между 2-мя
понятиями.
2) психологическом объективном
– это отражение отношений между объектами, существующих в реальной
действительности.
3) психологическом субъективном
– это установление отношения субъекта к предмету его мысли и к суждениям об
этом предмете других людей.
По уровню обобщенности различают суждение общие, частные и единичные.
Когда же объективно или субъективно
возникает необходимость критики суждения, проверки его истинности, то человек
прибегает к рассуждению.
Рассуждение
– это работа мысли над суждением, направленная на установление или
подтверждение его истинности или ложности.
Виды
рассуждения:
Умозаключение
– это рассуждение, опирающееся на исходные суждения (посылки) и завершающееся
новым суждением (выводом).
Обоснование
– это рассуждение, вскрывающее посылки (т.е. основание) имеющегося знания.
Обоснование обычно требуется, когда необходимо доказать либо истинность, либо
правдивость каких – либо суждений. Обоснование только подкрепляет (разъясняет) имеющееся старые знания.
Мышление
как процесс
Фазы
мыслительного процесса
Проблемная ситуация – это
положение, при котором возникающие новые цели не могут быть достигнуты
известными способами и средствами деятельности.
Постановка задачи.
Решение задачи.
Исполнение решения.
Стратегии при решении задач:
Рациональный перебор;
Случайный перебор (метод проб и
ошибок);
Систематический перебор.
Мыслительные
операции
Проходя различные фазы в своем
развитии, мысль, отливаясь в понятия, суждения, умозаключения, обоснования,
использует для понимания сущности вещей определенные приемы. Эти приемы,
позволяющие вскрыть не данные в восприятии свойства и соотношения предметов и
явлений, можно охарактеризовать как операции с понятиями.
Виды
мыслительных операций (психологический аспект)
I. По направленности процесса.
1. Анализ.
2. Синтез.
II.
По виду связи между понятиями.
1.
Сравнение:
А) по сходству;
Б) по различию.
2. Группировка:
А) объединение (интегрирование, основная
типологизация);
Б) разъединение (дифференцирование,
классификация).
3. Отвлечение от реального:
А) абстрагирование;
Б) конкретизация.
4. Выделение существенного:
А) обобщение;
Б) разобщение.
Анализ
– расчленение целого на части. Анализу подвергаются свойства объектов, их
отношение и связи. Мыслительный анализ допускает членение, которое в реальности
нельзя.
Синтез
– это процесс объединения и обобщения выделенных анализом частей целого.
Сравнение
– процедура установления сходства или различия между объектами путем их
сопоставления и соотнесения друг с другом.
Группировка
– комплектование множеств объектов по каким – либо признакам (критериям).
Группировка может производиться как по наличию признака, так и по его
отсутствию.
Отвлечение
от реального – это процесс и способность отрешения
субъекта от каких – либо свойств, характеристик, присущих объектам действительности.
Полюсами этой способности выступают абстрагирование и конкретизация.
Абстрагирование
– это выделение из всей совокупности сторон объекта какой – то одной (или
нескольких) при отвлечении (мысленном игнорировании) остальных.
Конкретизация
– это обращение к реальным совокупностям свойств объекта, данным нам в
непосредственном познании во всей своей полноте. Это применение обобщенного знания
к отдельному конкретному случаю.
Выделение
существенного – это нахождение наиболее характерных
для группы объектов свойств, определяющих их важнейшие качественные
характеристики. Определение существенного сопровождается отбрасыванием
специфических, особенных, единичных признаков.
Виды
мышления
Наглядно-действенное
мышление – вид мышления, оперяющийся на непосредственное
восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное
мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на
представления и образы; в отличие от
наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлений ситуация
преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логические
мышление – вид мышления, осуществляемое при помощи
логических операций с понятиями.
Основные
теории мышления
Мышление рассматривалось лишь в
логическом плане, то есть не как динамический процесс, а как совокупность его
результирующих форм (понятий, суждений, обоснование и умозаключений) и способов
оперирования этими формами. Психологическая сторона мышления, начинает
интересовать исследователей с формированием научной психологии в XIX в.
Первой реализацией психологического
подхода, следует признать теорию
репродуктивного мышления, выбранную в рамках ассоциативной психологии. Центральной этого
направления являлось понятие «ассоциация». Умственный процесс определялся как
непроизвольная смена образов-ассоциации. Мышление предлагалось изучать по
результатам деятельности, то есть через репродукцию идей. Наиболее известные
достижения таких представителей ассоцианизма, как А. Бэн, Д. Гартли, Дж.
Пристли.
Впервые в истории науки психология
мышления как самостоятельный раздел выделяется представителями знаменитой
Вюрцбургской школы. Возглавлял эту школу О. Кюльпе. Представители данной школы
рассматривали мышление как внутреннее
действие, внутренний акт. И в первую очередь как акт усмотрения
отношений. Постепенно мышление стало
рассматриваться как процесс решения задачи.
Мышление
как система интеллектуальных операций, последовательно
осуществляемых субъектом, представлено в работах О. Зельца. Была предложена
начало понимания мышления как процесса, развертывающегося во времени, со своими
специфическими этапами и фазами.
Мышление
как акт переструктурирования ситуации изучалось в
гештальтпсихологии. Усилиями М. Ветгеймера мышление стало рассматриваться как
целостное явление психической жизни человека.
Поведенческая
модель мышления разрабатывались, в поведенческой
психологии – бихевиоризме. Основоположником этого направления Дж. Уотсон
трактовал мышление сводя его к двигательному поведению, опосредственному лишь
двигательной активностью и не зависимый от внутренней психической активностью.
Особенностью в том, что мышление сопровождается речевыми движениями.
Мотивационная
модель мышления разрабатывалась в таких направлениях
психологии, как психоанализ, гуманистическая психология и отчасти в
когнитивизме. Мышление представлялось как форма проявления мотивационной сферой
человека.
З. Фрейд и психоанализу в целом
присуще сосредоточение на бессознательной мотивации. При этом репертуар
изучаемых мыслительных проявлений весьма ограничен и специфичен – это
остроумие, творчество и сновидение. Исследование З. Фрейда и его последователей
затронули проблему бессознательных форм мышления и привели к открытию у
человека системы так называемой «психологической защиты».
В гуманистической психологии
центральной категорией выступает «личность». Самоактуализация личности по А.
Маслоу проявляется через мышление, в
виде таких форм как «понимание реальности», «комфортные отношения с
реальностью», «чувство юмора» и т.п.
Специфика когнитивного варианта
мотивационной модели мышления определяется тезисом «мотивация человеческого
поведения определяется в соответствии с познанием». Тем самым не только указывает прямую зависимость
познавательной деятельности от мотива, но и обратное влияние знания на
формирование специфику мотива.
Информационная
модель мышления разработана усилиями специалистов
различных областей. Концептуальной основой этого направления является
информационный подход, рассматривающий мышление как «целенаправленную
переработку информации». С этой версией мышления связаны работы по созданию так
называемого «искусственного интеллекта».
Операционально-генетические
модели мышления. Разработка такого плана является Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Петр Яковлевич
Гальперин. Общее между этих концепций: 1) представление о генетической связи
между внешними практическими действиями и внутренними мыслительными операциями.
Это связь реализуется путем интериоризации; 2) понимание поэтапности процесса
развития мышления и интеллекта; 3) трактовка умственных действий как
специфических операций с символами (знаками, образами), значительно сокращающих
время взаимодействия человека с обозначаемыми этими символами реальными
объектами.
Культурно-историческая теория (Л.С.
Выготский с коллегами и с учениками Л.С. Сахарова, А.Н. Леонтьева и А.Р.
Лурия).
Операциональная теория развития
интеллекта (Ж. Пиаже).
Теория планомерно-поэтапного
формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).