Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лекция на тему мышление

МЫШЛЕНИЕ

С помощью мышления знания, полученные человеком при непосредственном взаимодействии с реальностью через ощущения и восприятия и закрепленные в представлениях, не только углубляются и расширяются, но и переструктурируются и преобразуют сбалансированную систему.

Основные функции:

1. Познание недоступного непосредственному восприятию.

2. Систематизация знаний и опыта.

3. Обеспечение целостности психической жизни человека во времени.

4. Участие в регуляции поведения и деятельности.

5. Обеспечение связи между индивидуальными и общественным опытом и знаниями.

Мышление – это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность. Это высшая форма познавательной деятельности.

Логические формы мышления

Единицей мышления является понятие.

Понятие – это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для них всех признаками.

Суждение – 1) логическом – это высказывание, устанавливающее связь между 2-мя понятиями.

2) психологическом объективном – это отражение отношений между объектами, существующих в реальной действительности.

3) психологическом субъективном – это установление отношения субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете других людей.

По уровню обобщенности различают суждение общие, частные и единичные.

Когда же объективно или субъективно возникает необходимость критики суждения, проверки его истинности, то человек прибегает к рассуждению.

Рассуждение – это работа мысли над суждением, направленная на установление или подтверждение его истинности или ложности.

Виды рассуждения:

Умозаключение – это рассуждение, опирающееся на исходные суждения (посылки) и завершающееся новым суждением (выводом).

Обоснование – это рассуждение, вскрывающее посылки (т.е. основание) имеющегося знания. Обоснование обычно требуется, когда необходимо доказать либо истинность, либо правдивость каких – либо суждений. Обоснование только подкрепляет (разъясняет) имеющееся старые знания.

Мышление как процесс

Фазы мыслительного процесса

Проблемная ситуация – это положение, при котором возникающие новые цели не могут быть достигнуты известными способами и средствами деятельности.

Постановка задачи.

Решение задачи.

Исполнение решения.

Стратегии при решении задач:

Рациональный перебор;

Случайный перебор (метод проб и ошибок);

Систематический перебор.

Мыслительные операции

Проходя различные фазы в своем развитии, мысль, отливаясь в понятия, суждения, умозаключения, обоснования, использует для понимания сущности вещей определенные приемы. Эти приемы, позволяющие вскрыть не данные в восприятии свойства и соотношения предметов и явлений, можно охарактеризовать как операции с понятиями.

Виды мыслительных операций (психологический аспект)

I.  По направленности процесса.

1. Анализ.

2. Синтез.

II. По виду связи между понятиями.

1.  Сравнение:

А) по сходству;

Б) по различию.

2. Группировка:

А) объединение (интегрирование, основная типологизация);

Б) разъединение (дифференцирование, классификация).

3. Отвлечение от реального:

А) абстрагирование;

Б) конкретизация.

4. Выделение существенного:

А) обобщение;

Б) разобщение.

Анализ – расчленение целого на части. Анализу подвергаются свойства объектов, их отношение и связи. Мыслительный анализ допускает членение, которое в реальности нельзя.

Синтез – это процесс объединения и обобщения выделенных анализом частей целого.

Сравнение – процедура установления сходства или различия между объектами путем их сопоставления и соотнесения друг с другом.

Группировка – комплектование множеств объектов по каким – либо признакам (критериям). Группировка может производиться как по наличию признака, так и по его отсутствию.

Отвлечение от реального – это процесс и способность отрешения субъекта от каких – либо свойств, характеристик, присущих объектам действительности. Полюсами этой способности выступают абстрагирование и конкретизация.

Абстрагирование – это выделение из всей совокупности сторон объекта какой – то одной (или нескольких) при отвлечении (мысленном игнорировании) остальных.

Конкретизация – это обращение к реальным совокупностям свойств объекта, данным нам в непосредственном познании во всей своей полноте. Это применение обобщенного знания к отдельному конкретному случаю.

Выделение существенного – это нахождение наиболее характерных для группы объектов свойств, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Определение существенного сопровождается отбрасыванием специфических, особенных, единичных признаков.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, оперяющийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;  в отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлений ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логические мышление – вид мышления, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями.

Основные теории мышления

Мышление рассматривалось лишь в логическом плане, то есть не как динамический процесс, а как совокупность его результирующих форм (понятий, суждений, обоснование и умозаключений) и способов оперирования этими формами. Психологическая сторона мышления, начинает интересовать исследователей с формированием научной психологии в XIX в.

Первой реализацией психологического подхода, следует признать теорию репродуктивного мышления, выбранную в рамках  ассоциативной психологии. Центральной этого направления являлось понятие «ассоциация». Умственный процесс определялся как непроизвольная смена образов-ассоциации. Мышление предлагалось изучать по результатам деятельности, то есть через репродукцию идей. Наиболее известные достижения таких представителей ассоцианизма, как А. Бэн, Д. Гартли, Дж. Пристли.

Впервые в истории науки психология мышления как самостоятельный раздел выделяется представителями знаменитой Вюрцбургской школы. Возглавлял эту школу О. Кюльпе. Представители данной школы рассматривали мышление как внутреннее действие, внутренний акт. И в первую очередь как акт усмотрения отношений.  Постепенно мышление стало рассматриваться как процесс решения задачи.

Мышление как система интеллектуальных операций, последовательно осуществляемых субъектом, представлено в работах О. Зельца. Была предложена начало понимания мышления как процесса, развертывающегося во времени, со своими специфическими этапами и фазами.

Мышление как акт переструктурирования ситуации изучалось в гештальтпсихологии. Усилиями М. Ветгеймера мышление стало рассматриваться как целостное явление психической жизни человека.

Поведенческая модель мышления разрабатывались, в поведенческой психологии – бихевиоризме. Основоположником этого направления Дж. Уотсон трактовал мышление сводя его к двигательному поведению, опосредственному лишь двигательной активностью и не зависимый от внутренней психической активностью. Особенностью в том, что мышление сопровождается речевыми движениями.

Мотивационная модель мышления разрабатывалась в таких направлениях психологии, как психоанализ, гуманистическая психология и отчасти в когнитивизме. Мышление представлялось как форма проявления мотивационной сферой человека.

З. Фрейд и психоанализу в целом присуще сосредоточение на бессознательной мотивации. При этом репертуар изучаемых мыслительных проявлений весьма ограничен и специфичен – это остроумие, творчество и сновидение. Исследование З. Фрейда и его последователей затронули проблему бессознательных форм мышления и привели к открытию у человека системы так называемой «психологической защиты».

В гуманистической психологии центральной категорией выступает «личность». Самоактуализация личности по А. Маслоу проявляется через  мышление, в виде таких форм как «понимание реальности», «комфортные отношения с реальностью», «чувство юмора» и т.п.

Специфика когнитивного варианта мотивационной модели мышления определяется тезисом «мотивация человеческого поведения определяется в соответствии с познанием».  Тем самым не только указывает прямую зависимость познавательной деятельности от мотива, но и обратное влияние знания на формирование специфику мотива.

Информационная модель мышления разработана усилиями специалистов различных областей. Концептуальной основой этого направления является информационный подход, рассматривающий мышление как «целенаправленную переработку информации». С этой версией мышления связаны работы по созданию так называемого «искусственного интеллекта».

Операционально-генетические модели мышления. Разработка такого плана является  Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Петр Яковлевич Гальперин. Общее между этих концепций: 1) представление о генетической связи между внешними практическими действиями и внутренними мыслительными операциями. Это связь реализуется путем интериоризации; 2) понимание поэтапности процесса развития мышления и интеллекта; 3) трактовка умственных действий как специфических операций с символами (знаками, образами), значительно сокращающих время взаимодействия человека с обозначаемыми этими символами реальными объектами.

Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский с коллегами и с учениками Л.С. Сахарова, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия).

Операциональная теория развития интеллекта (Ж. Пиаже).

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).