Лекции по психологии

Валюта
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научная парадигма


Научная парадигма

Функция превосходство сохранения, воспроизведения знаний в различные эпохи выполняли сначала менее специализированные институты (религия), затем философия или медицинские школы. Это период до научного знания (астрология, алхимия) которое было преимущественно актуальным, закрытым для непосвященных.

17 – 18 веках началось формирование науки как социального института, предназначенного для получения объективного и сообщаемого знания.

Создаются академии наук, учебные заведения и периодическое издание, которое обеспечивали светский характер науки.

Эволюция научного знания протекает как формирование конкуренции и смена парадигм.

Понятие «парадигма» введено Куном и означает  тип исследования принятый определенной группой исследователей за образец.

Парадигма предписывает определить:

1. цели изучения;

2. способы достижения этих целей;

3. системы критериев оценки соответствие всех компонентов исследования требованиям парадигмы.

Концепция Куна (положений):

1. Парадигмы зарождаются как принципиальный новый способ решения оригинально сформированных актуальных научных проблем. Новые парадигмы зарождаются при невозможности старых парадигм разрешить существующие проблемы или при аномалии, т.е. невозможности объяснить полученные факты с позиции парадигмы, в рамках которой эти факты были установлены.

2. Развитие парадигмы протекает как дифференциация всех существенных сторон организации исследования. Вырабатывается более точный и специализированный язык – терминология. Это обеспечивает формулированию все более точно сфокусированию гипотез и параметров искомых фактов. На этой стадии Кун определяет парадигму как нормальная наука.

3. Один из результатов развития парадигмы – это достижение возможности с высокой степени точности и достоверности выявления соответствии задач поставленной, установленным фактам и закономерностями (столкновение с аналогами).

В зависимости от характера аномалии парадигма либо разрешает кризис и получает возможность развиваться до следующего кризиса, либо складывается революционная ситуация смены, исчерпающие себя парадигмы новым образцом исследования.

Таким образом, эпоха существования парадигмы заключена между двумя последовательными революциями, которые призваны преодолеть кризис через смену наиболее глобальных категории объяснительных принципов методов исследования даже мировоззрения.

Конкурирующие парадигмы – это следствие не картин сопоставления мира, лежащих в их основе и сходства познавательных задач стоящих перед ними.

Однако важность общенаучных норм и ценностей для любых норм и парадигм позволяет сделать межпарадигмальные отношения конструктивными. Эти нормы обеспечивают преемственность парадигм и делают неизбежным признание некоторых результатов исследования, способствует общенаучным знаниям и общенаучной методологии.