Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Эксперимент, как метод психологического исследования


Эксперимент, как метод психологического исследования

Эксперимент – это метод психологического исследования, цель которого установление каузальных зависимости между явлениями. Эксперимент относится к эмпирическим методам исследования, то есть направлен на получение данных о том или ином свойстве.

Основное отличие эксперимента от других эмпирических методов – это установление причинно-следственных связей между явлениями посредством эмпирического воздействия.

Возможности вывода причинно-следственной связи: 1) исследователь меняет некоторые условия (манипулирует ими), т.е. осуществляет влияние; 2) исследователь контролирует определенные условия, поддерживает их неизмененными; 3) исследователь регистрирует последствия изменения отдельных факторов.

Виды эксперимента

                              I.            В зависимости организации эксперимента:

1.     Лабораторный;

2.     Естественный эксперимент проводится в обычных условиях для участников. Участники не проинформированы о воздействий;

3.     Полевой эксперимент – это эксперимент по схеме естественного эксперимента. Может использоваться дополнительные оснащения. Участники проинформированы.

                           II.            В зависимости от характера влияния:

1.     Констатирующий – это эксперимент, цель которого установление причинно-следственных связей между явлениями;

2.     Формирующий – это эксперимент, цель которого сформировать определенные явления (психолого-педагогический эксперимент).

                        III.            В зависимости от цели исследования:

1.     Поисковый эксперимент – направленный на установление каузальной связи;

2.     Подтверждающий эксперимент – направлен на установление вида функционально количественной связи между явлениями.

                        IV.            В соответствии реальности:

1.     Идеальный – организован таким образом, что изменяется лишь одно условие, все остальные контролируется;

2.     Реальный, в которой изменяется целый ряд условий, в силу естественного проведения;

3.     Полного соответствия – все условия и их изменения отвечают реальности.

Структура эксперимента

1. Зависимые переменные – это предмет психологического экспериментального исследования. Это то явление изменения в котором обусловлены экспериментальным воздействием. В качестве зависимой переменой в эксперименте могут выступать: поведение, физиологические и эмоциональные реакции, личностные особенности. Изменения зависимой переменой можно зарегистрировать с помощью современных психологических инструментов. Изменения в зависимой переменой в результате экспериментального воздействия называется экспериментальным эффектом.

2. Независимые переменные – это экспериментальные условия которым управляет экспериментатор. Независимые переменные всегда имеет два или более вариантов проявления. Часто такими вариантами является воздействие и его отсутствие.

3. Внешние переменные – это условие, которое имеют место в эксперименте, но не явление ни предметности, ни условия воздействия.

3.1. контролируемые переменные – это условие, которое исследование поддерживается на неизмененном уровне;

3.2. случайные переменные – это рандомизированные условия, то есть те, которые меняются случайным образом и не зависят от воли исследователя;

3.3. посторонние переменные – это условие, которое влияют на зависимой переменной вместе с независимой переменой. Возникает в случае нарушении правил контролируемых и рандомизации.

Виды зависимых переменных

I. По способу измерения:

·        Зависимые переменные которые наблюдается непосредственно. Это поведенческие проявления измерения, которые не требуют специальных инструментов.

·        Зависимые переменные которые требуют физического измерения – это психофизиологические реакции для измерения которых необходимы специальные оборудование.

·        Зависимые переменные которые требуют психологического измерения с помощью специальных психологических методов.

II. По количеству признаков

v Одномерные зависимые переменные представлена единственным параметром, изменения в котором изучается в эксперименте.

v Многомерная зависимая переменная – переменная сборного характера, которую можно представить в виде совокупности параметров.

v Фундаментальная зависимая переменная – переменная комплексного характера, параметры которой выступают как аргументы, а собственно зависимая переменная как функция (агрессивность как функция от мимики).

Характеристики зависимой переменой

Валидность – адекватность зависимой переменой теоретической модели эксперимента и условиям его организации и проведения.

Надежность – постоянство зависимой переменой на протяжении всего эксперимента.

Сензитивность – чувствительность зависимой переменой к экспериментальным манипуляциям.

Виды независимой переменой

I. Управляемые независимые переменные:

*    Ситуативные независимые переменные – особенности экспериментальной ситуации, те переменные, которые, непосредственно не входят в структуру экспериментального задания.

*    Инструктивные независимые переменные – непосредственное экспериментальное задание, способ его выполнения.

*    Личностные независимые переменные – это особенности состояния участника эксперимента, которые может менять исследователь.

       I.            Субъективные независимые переменные – это константные (постоянные) личностные особенности участников эксперимента, которые не подаются изменениям.

    II.            В зависимости от представления шкал: качественные независимые переменные, количественные независимые переменные.

 III.            В зависимости от количества уровней проявления: двухмерные независимые переменные, многоуровневые независимые переменные.