Эксперимент,
как метод психологического исследования
Эксперимент
– это метод психологического исследования, цель которого установление
каузальных зависимости между явлениями. Эксперимент относится к эмпирическим методам
исследования, то есть направлен на получение данных о том или ином свойстве.
Основное
отличие эксперимента от других эмпирических методов – это установление
причинно-следственных связей между явлениями посредством эмпирического
воздействия.
Возможности
вывода причинно-следственной связи: 1) исследователь меняет некоторые условия
(манипулирует ими), т.е. осуществляет влияние; 2) исследователь контролирует
определенные условия, поддерживает их неизмененными; 3) исследователь
регистрирует последствия изменения отдельных факторов.
Виды
эксперимента
I.
В
зависимости организации эксперимента:
1. Лабораторный;
2. Естественный
эксперимент проводится в обычных условиях для участников. Участники не
проинформированы о воздействий;
3. Полевой
эксперимент – это эксперимент по схеме естественного эксперимента. Может
использоваться дополнительные оснащения. Участники проинформированы.
II.
В
зависимости от характера влияния:
1. Констатирующий
– это эксперимент, цель которого установление причинно-следственных связей
между явлениями;
2. Формирующий
– это эксперимент, цель которого сформировать определенные явления
(психолого-педагогический эксперимент).
III.
В
зависимости от цели исследования:
1. Поисковый
эксперимент – направленный на установление каузальной связи;
2. Подтверждающий
эксперимент – направлен на установление вида функционально количественной связи
между явлениями.
IV.
В
соответствии реальности:
1. Идеальный
– организован таким образом, что изменяется лишь одно условие, все остальные
контролируется;
2. Реальный,
в которой изменяется целый ряд условий, в силу естественного проведения;
3. Полного
соответствия – все условия и их изменения отвечают реальности.
Структура
эксперимента
1.
Зависимые переменные – это предмет психологического экспериментального
исследования. Это то явление изменения в котором обусловлены экспериментальным
воздействием. В качестве зависимой переменой в эксперименте могут выступать:
поведение, физиологические и эмоциональные реакции, личностные особенности.
Изменения зависимой переменой можно зарегистрировать с помощью современных
психологических инструментов. Изменения в зависимой переменой в результате
экспериментального воздействия называется экспериментальным эффектом.
2.
Независимые переменные – это экспериментальные условия
которым управляет экспериментатор. Независимые переменные всегда имеет два или
более вариантов проявления. Часто такими вариантами является воздействие и его
отсутствие.
3.
Внешние переменные – это условие, которое имеют место в
эксперименте, но не явление ни предметности, ни условия воздействия.
3.1.
контролируемые переменные – это условие, которое исследование поддерживается на
неизмененном уровне;
3.2.
случайные переменные – это рандомизированные условия, то есть те, которые
меняются случайным образом и не зависят от воли исследователя;
3.3.
посторонние переменные – это условие, которое влияют на зависимой переменной
вместе с независимой переменой. Возникает в случае нарушении правил
контролируемых и рандомизации.
Виды зависимых
переменных
I.
По способу измерения:
·
Зависимые переменные которые наблюдается
непосредственно. Это поведенческие проявления измерения, которые не требуют
специальных инструментов.
·
Зависимые переменные которые требуют
физического измерения – это психофизиологические реакции для измерения которых
необходимы специальные оборудование.
·
Зависимые переменные которые требуют
психологического измерения с помощью специальных психологических методов.
II. По
количеству признаков
v Одномерные
зависимые переменные представлена единственным параметром, изменения в котором
изучается в эксперименте.
v Многомерная
зависимая переменная – переменная сборного характера, которую можно представить
в виде совокупности параметров.
v Фундаментальная
зависимая переменная – переменная комплексного характера, параметры которой
выступают как аргументы, а собственно зависимая переменная как функция
(агрессивность как функция от мимики).
Характеристики
зависимой переменой
Валидность
– адекватность зависимой переменой теоретической модели эксперимента и условиям
его организации и проведения.
Надежность
– постоянство зависимой переменой на протяжении всего эксперимента.
Сензитивность
– чувствительность зависимой переменой к экспериментальным манипуляциям.
Виды
независимой переменой
I.
Управляемые независимые переменные:
Ситуативные
независимые переменные – особенности экспериментальной ситуации, те переменные,
которые, непосредственно не входят в структуру экспериментального задания.
Инструктивные
независимые переменные – непосредственное экспериментальное задание, способ его
выполнения.
Личностные
независимые переменные – это особенности состояния участника эксперимента,
которые может менять исследователь.
I.
Субъективные независимые переменные –
это константные (постоянные) личностные особенности участников эксперимента,
которые не подаются изменениям.
II.
В зависимости от представления шкал:
качественные независимые переменные, количественные независимые переменные.
III.
В зависимости от количества уровней
проявления: двухмерные независимые переменные, многоуровневые независимые
переменные.