Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психоанализ как теория одной нормы Баянова Л.Ф.

Исторический смысл открытого кризиса в психологии начала ХХ века. Терзание «души» на зыбкой границе оппозиции

Известный, во многом благодаря критическому анализу Л.С. Выготского, кризис психологии начала ХХ века был обусловлен поиском редуцированного универсального принципа, с помощью которого можно было бы определить предмет науки. Ни психометрия, ни психофизика, ни психофизиология не могли внести хоть какую бы то ни было ясность в решение этого жизнеутверждающего для психологии вопроса. Стало понятным, что вне культуры психологии неразрешим.

Особенностью периода конца XIX в. была обусловлена тем обстоятельством, что в это время началось статусное формальное утверждение истории, антропологии, психологии в роли самостоятельных наук. Обозначился четкий социальный вопрос к официально утверждающейся психологии на определение «адресных данных»: предмета, категориального аппарата, принципов и методов, что собственно составляет методологию любой признанной науки. Ситуация Московском Психологическом Обществе, организованном Московском университете философами М.М. Троицким и Н. Гротом в 1885 г., была весьма типичной для методологических коллизий психологических дискуссий данной науки во все времена: «психология, не успев еще превратиться в самостоятельную науку и выйти из – под контроля философии и истории, становится интегральной сферой научной деятельности, той областью, в которой смогли сойтись друг с другом как представители «наук о духе» (те же историки и философы), так и представители двух противоположенных (и в определенной степени противоборствующих) направлений, а именно естественниками и гуманитарии. В этом смысле очень показателен состав Общества: в него входили как ученые философски ориентированного подхода (Н.Я. Грот, Н.И. Кареев, А.А. Козлов, В.И. Герье, М. Лопатин, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С.Н. Булгаков), так и ученые-естественники (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, А.А. Токарский), кроме того, его членами были Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский, многие крупные европейские ученые этого периода – В. Вундт, Г. Спенсер, К. Фишер и др.» [6, с.263].

Кризис приобрел протяженность во времени, поэтому психологи называют его перманентным. Нетрудно согласиться с иронией о перманентности, если проанализировать методологическую ситуацию конца XIX века среди российских ученых, озабоченных организацией психологической науки. неиссякаемая свежесть кризиса в его перманентной продленности до наших дней станет очевидной, если вспомнить приведенные Л.С. Выготским «верные» тезисы Ланге по анализу состояния психологической науки на 1914 год (!):

Отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по-разному. Кризис касается самых основ наук.

Кризис разрушителен, но благотворен: в нем скрывается рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие и банкротство. Серьезность кризиса вызвана промежуточностью ее территории между социологией и биологией, между которыми Кант хотел разделить психологию.

Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо заложить фундамент.

Наконец, общая задача – выработка новой теории – «обновленной системы науки». Однако глубоко неверно понимал он эту задачу: она состоит для него «в критической оценке всех современных психологических направлений и попытке их соглашения» [цит. по 1, с.373].

Если мы вспомним, что основной стратегической линией развития культурно-психологической мысли была стратегия сохранения, то Выгосткий эту линию принял как методологическую установку и приложил немало усилий для ее утверждения. Он пишет, «задача вовсе не в том, чтобы выделить свою работу из общей психологической работы в прошлом, но в том, чтобы объединить свою работу со всей научной разработкой психологии в одно целое на некоей новой основе. Выделить же мы хотим не свою школу из науки, а науку – из ненауки, психологию – из непсихологии. Этой психологии, о которой мы говорим, еще нет; ее предстоит создать – не одной школе. ...у психологии будут свои гении и свои рядовые исследователи; но то, что возникает из совместной работы поколений, гениев и простых мастеров науки, будет именно психологией» [1, с.436].

Он против конфронтационных отношений между школами, против того, чтобы «всякие два имени в последовательном порядке считать кризисом, а всякое новое мнение – опровержением истины» [там же, с.372]. Новая теория, как остроумно замечает Л.С. Выготский, не есть «реляция воюющего штаба» [там же]. Материализм в своей неистовой борьбе с идеализмом трансформировался в образ Левианфана, но психология по сути своей должна избегать экспансивного стиля движения в культурном пространстве. В начале ХХ века обнаружился кризис психологии, который не был инспирирован извне, это был внутренний кризис науки, которую надлежало решить в самых принципиальных точках отсчета. Выготский обозначил круг вопросов, без решения которых невозможно было бы представить психологию как науку:

- «Предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут» [1, с.417].

- «Нужна методология, т.е. система посредствующих, конкретных, примененных к масштабу данной науки – понятий» [там же, с.418].

- «Надо найти теорию, которая помогла бы познать психику. Но отнюдь не решения вопроса психики, не формулы, заключающей и суммирующей итог научной истины» [там же, с.418].

- «Какая будет методология и скоро ли она будет, мы не знаем, но что психология не двинется дальше, пока не создаст методологии, что первым шагом вперед будет методология, это несомненно» [там же, с.423].

Кризис начала ХХ века породил несколько школ, как приятно говорить о психоанализе, бихевиоризме и гештальтпсихологии. Эти направления можно было бы назвать отдельными психологическими науками, поскольку «науки классифицируются и обозначаются не по объекту их изучения, а по принципам и целям изучения» [там же, с.429]. Принципы данных школ различны так же, как и совершенно разные интерпретации психики в их рамках.

Психоанализ как теория одной нормы

Психоанализ – наиболее радикальное по отношению к культуре направление в психологии – было основано З. Фрейдом. Он пронзительно четко увидел оппозицию культурного и натурального в человеке. Эта позиция была задана в противостоянии, в априорной несовместимости этих двух начал, при доминировании натурального. Главная работа Фрейда по данной проблеме – «Недовольство культурой» было написано в 1930 году, то есть переосмысление мэтром результатов психоанализа. Он понимает культуру как следствие биологической эволюции, считает, что культурой правит необходимость. Оценивая культуру как источник страданий человека с его подавляемыми общественной договоренностью инстинктами, Фрейд видит эту оппозицию культурного и натурального созвучно Лукрецию, у которого «род людской игу законов себя подчинил и стеснительным нормам …страх наказаний с тех пор омрачает все жизни соблазны» [цит.по 8, с. 307]. Культура в представлениях Фрейда становится универсальной усмиряющей нормативной заданностью. Важно было конкретизировать сюжет этой оппозиции, что и было сделано Фрейдом: он выделил, по существу, одну единственную культурную норму, принявшую вызов дикой биологической природы. Первой нормой, трансформирующей бунтующую бессознательную человеческую природу, Фрейд назвал запрет инцест. Этот наиболее громкий сценарий, где разворачивается баталия между природой и культурой, был назван Леви-Строссом методологически ценным «скандалом», «явлением, не желающим мириться с доставшейся ему оппозицией природа / культура и стремящимся разом присвоить себе как предикаты природы, так и предикаты культуры. Запрет на инцест универсален, и в этом смысле можно сказать, что он принадлежит природе; однако в то же время он является именно запретом, системой норм и табу, и в этом смысле его следует считать принадлежащим культуре» [12, с.413]. Эта оппозиция символизирована посредством обращения к мифу об Эдипе:

«Эдип – персонаж греческой мифологии. Он был сыном Лая, царя города Фивы, и его супруги Иокасты. Когда Эдип появился на свет, оракул потребовал от царя уничтожить ребенка, ибо судьбой ему было предначертано убить Лая и взять в супругу собственную мать.

Тогда новорожденного со связанными ногами оставили на горе на растерзание диким зверям. Ребенка, однако, подобрал пастухи, назвавшие его Эдипом (это и значит «тот, у кого связаны ноги»), и передали царю города Коринфа, у которого он и рос, не подозревая о своем происхождении. Но вот Эдип узнает о висящем над ним ужасном пророчестве, думая, что царь Коринфа и есть его настоящий отец, он убегает, пытаясь спастись от судьбы.

По дороге он ссорится с одним стариком и убивает его: он не знает, что старик этот и есть его родной отец, Лай. Подходя к Фивам, он сталкивается со Сфинксом, который терроризует всю страну тем, что загадывает загадки и под угрозой смерти требует их разгадать. Эдип должен разгадать такую загадку: «Какое животное утром передвигается на четырех ногах, днем – на двух, а вечером -  на трех?» Ответив, что речь идет о человеке и трех главных этапах его жизни, Эдип освобождает город от напасти. Жители Фив с триумфом вносят его на руках в город, избирают своим царем, и он женится на царице Иокасте. У них родится два сына и две дочери, и они совершено счастливы, пока оракул как-то не открывает Эдипу совершенный им грех - отцеубийство и кровосмешение. Обезумевшая от горя Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза. Его изгоняют из Фив, и он со своей дочерью Антигоной скитается по стране, пока не умирает недалеко от Афин» [3, с.60-61].

Противоречие между натуральным и культурным для Фрейда становится источником объяснения всеобщих детерминант психики человека: «все универсальное в человеке относится к природе и характеризуется спонтанностью, тогда как все, что подчиняется той или иной норме, принадлежит культуре и несет на себя печать относительности и своеобычности. В этом случае мы сталкиваемся с фактом, или, точнее, с совокупностью фактов, которые в свете предшествующих определений, предстают едва ли не как скандал: ведь запрет на инцест совершено недвусмысленно включает в себя две неразрывно связанные черты, в которых мы увидели взаимопротиворечивые признаки двух взаимоисключающих начал: он представляет собой правило, но это единственное правило, среди всех прочих социальных правил, носит универсальный характер» [12, с.413].

Фрейд представил психику как структурированное единство сознания, предсознания и бессознательного. Бессознательное – «ид» (оно) – является центральной частью структуры психического. Ид «содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции – кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и – которые в ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной» [10, c.19]. Фрейд объясняет психику через два главенствующих инстинкта – самосохранения (инстинкт смерти) и продолжения рода (сексуальный). Он исходит из постулата о том, что источником душевного опыта человека является его тело. Физиология мозга может объяснить, по мнению Фрейда, всю сложную природу человеческого бытия. Психика представлена не только сознанием, но и бессознательной областью. Если привести аналогию с айсбергом, то подводная, наибольшая часть психики и есть бессознательное. Есть натуральная бессознательная психика, отягощенная сексуальным и агрессивным потенциалом, и есть сознания, способное к анализу культурных условий человеческого бытия. Эти два начала - натуральное и культурное – находится в антагонистических отношениях.

«Ид» (бессознательное) – вне культуры, не знает ценностей добра и зла, нравственности, морали.

«Эго» (Я) – та часть структуры психического, которая представляет реально осознаваемую действительность, контакт с реальностью. Задача эго – самосохранение, защита, адаптация, деятельность как осознанная активность. Эго представляет собой некое дипломатическое начало, выступающее как посредник между ид и действительность. Поэтому эго не только адаптирует ид к культуре, но и по отношению к ид эго предъявляет некоторые санкции, которые сводятся к ограничению инстинктов. Эго стремится достичь удовольствия, но избегая конфликта с внешними обстоятельствами насколько это возможно. Ид выражает потребность, эго обнаруживает возможности.

Суперэго – это субъективно осознаваемая, критически переживаемая личностью культура. Суперэго – это хранилище моральных устоев, норм, табу, запретов. Это своеобразный цензор, выполняющий, по Фрейду, - три функции – совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Драма личности состоит в решении задачи примирения инстинктов и культуры. Фрейд не считал, что сей антагонизм фатален. Он говорит о том, что человеку доступно счастье при условии, если он научится любить и работать («lieben und arbeiten»). Под этим подразумевается оптимальное вытеснение (сублимация, катарсис) инстинктивной энергии – либидозной, агрессивной – в реальных переживаниях эго. Психическая энергия в процессе катексиса помещается в реальную репрезентацию личности в какой-либо идее, увлечении, занятиях и т.д. При меланхолии, к примеру, человек теряет интерес к будущим или настоящим событиям, а прошлое, особенно утрата утешают меланхолика, катексис в области утраченного позволяет сублимировать психическое напряжение, что обеспечивается страданиями эго дипломатично примирить ид и нежелательную действительность.

Оценить понимание оппозиции природного и культурного в концепции Фрейда невозможно вне обращения к его работе «Недовольство культурой». По существу все обвинения в адрес психоанализа о том, что область его идей ограничена психиатрией были бы отчасти оправданы, если бы Фрейд не обратился к культуре как инстанции объяснения природы психического. Неслучайно, Выготский считает психологию Фрейда «насквозь социологичной» [2, с.36].

Значение культуры, умаляемое Фрейдом, было для психоанализа причиной противоречий внутри школы. Возник раскол в рядах единомышленников Фрейда, приведший к разрыву отношений учителя с его талантливыми учениками – Юнгом и Адлером. На Юнга возлагались большие надежды как на продолжения учения – талантливого, эрудированного мыслителя. Юнга тяготило игнорирование культуры, и он вынужден был обратится к истокам мифологии. Юнг увидел некоторые общие универсальные тенденции в культуре, которые, на его взгляд, имели детерминирующее значение при формировании индивидуальной психики. Он увидел символическую природу искусства, самозабвенно восторгался знаковой репрезентацией культурных смыслов. Юнг был покорен культурной, о возвращении в пенаты фрейдовского психоанализа уже не могло быть и речи.

Принимая бессознательное в качестве достойного предмета исследований, Юнг полагал, что оно не исчерпывает себя фрейдовской интерпретацией: «Бессознательное никоим образом не является пустым мешком, где собираются отбросы сознания… это целая вторая часть души» [цит. по 10, с.57]. Решением проблемы взаимодействия личного бессознательного и внешне представленной действительности было введение Юнгом понятия «коллективного бессознательного», которое внелично, содержание его универсально и не причастно различному опыту человека. Его глубокий интерес к культурным различиям Востока и Запада, к мифологии, увлечение философией Ницше, произведениями Гете породили у Юнга более почтительное отношение к феномену культуры. Однако культуру он мыслит как вросшее в психику образование, подобно врожденным инстинктам или задаткам: «его содержание (называемое архетипами) – первичные условия или паттерны психического формирования вообще» [там же, с.62-63]. Архетипы Юнг рассматривает как некие структуры, организующие психику, это «первые образы», встречающиеся в самой ранней мифологии. Они максимально универсальны. Например, архетип матери – это самый широкий образ кормилицы, жизньдарующей, воспитывающей. В то же время этот архетип включает и угрожающие, доминирующие мотивы. Юнг обозначает взаимодействие эго и архетипов коллективного бессознательного. Функции мышления, чувствования, ощущения, интуиции, которыми, по мнению Юнга, обладает психика, позволяют познавать архетипы. Результатом познания является трансформация коллективного бессознательного образа  архетипа в личностный символ. Таким образом, Юнг выводит психоанализ за пределы животных инстинктов. Это был компромисс, в рамках которого Юнг по существу остался психоаналитиком, он попытался натурализировать культуру, наделив ею человека с первого мига его рождения. Дуализм Юнга наложил ограничения на его психологию. Заслуга же Юнга в рамках культурной психологии заключается в том, что он показал ограниченность психоанализа, обусловленную игнорированием культуры.

Бихевиоризм: за рамками «крыс и пищи»

Поиск предмета психологии, необходимость объяснения природы психического и породил парадоксальную нигилисткую концепцию, отрицающую личность, самость, сознание – все, что вне наблюдаемого поведения. Бихевиоризм есть психология поведения, выросшая из экспериментов над животными, простых аналогий поведения животных и человека в обобщенную философию, оказавшую широкое влияние за пределами психологии.

Впервые о бихевиоризме заявил Дж. Б. Уотсон, следующим образом определивший суть данной концепции: «Психология с точки зрения бихевиориста, - чисто объективный раздел естественных наук. Ее теоретическая цель – предсказание поведения и управление поведением. Интроспекция не принадлежит по существу к ее методам… Бихевиорист в своих попытках прийти к единой схеме реагирования не делает различий между человеком и животным» [цит. по 90, с.51]. Известны и часто цитируемые слова Уотсона относительно безграничных возможностей бихевиористских подходов в педагогике: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору – врачом, адвокатом, художником, торговцем, или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, призвания или расовой принадлежности его предков» [цит. по 9, с.170]. Впоследствии в силу ряда жизненных обстоятельств Уотсон оставляет научную карьеру, занявшись рекламным бизнесом.

Теоретиком бихевиоризма, выстроившим концептуальную линию данного учения, стал Б.Ф. Скинер. Он был радикальным сторонником естественнонаучного подхода в психологии и считал ссылку на любые неочевидные, внутренние факторы при объяснении психики чем-то вроде пережитков примитивного анимизма. Он принимал употребление «личность», «воля», «достоинство» и т.п. как «издержки молодости» психологии, полагая, что и биология, и физика прибегали к подобным объяснениям на самых ранних этапах своего формирования.

Бихевиоризм представлял личность как набор паттернов поведения, а само поведение как следствие селективного влияния среды. Личность представляла собой, по мнению бихевиористов, закрытый ящик, поэтому интерес психологии могут представлять лишь «входы» в него и «выходы» вовне. Под входами понимается стимул, влияние, сигнал, а на выходе формируется реакция, поведенческие акты. Формула «стимул – реакция» отражает маршрут исследований и интерпретаций бихевиориста. При всем скепсисе по отношению к культуре, выказываемое бихевиористами, данная теория не остается за бортом истории культурной психологии, поскольку психология присвоения стимула – это серьезнейшая проблема взаимодействия внутреннего и внешнего, так или иначе решавшаяся в рамках бихевиоризма. Сегодня можно сказать, что бихевиоризм никак не причастен к зоопсихологии, имеет успешные приложения технологий обучения, в психотерапии. Например, совершенно иначе, чем видится смысл психотерапии в бихевиоризме:

1. Бихевиоральная терапия стремится помочь людям стать способными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать. Это включает количество и / или объем личного поведения, мыслей, чувств и уменьшение или исключение нежелательного поведения.

2. Бихевиоральная терапия не пытается изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности.

3. Бихевиоральная терапия полагает, что позитивное терапевтическое отношение – необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии.

4. В бихевиоральной терапии жалобы клиента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы.

5. В бихевиоральной терапии клиент и терапевт приходят к эксплицитно выраженному пониманию проблемы с точки зрения актуального поведения клиента (например, действий, мыслей, чувств). Они договариваются о специфике целях терапии, определенных таким образом, что и клиент, и терапевт знают, когда это цели достигаются [11]. Психотерапевт работает с поведением. В причинно-следственной цели бихевиористу значимо следствие, через которое можно управлять и воздействовать на причину.

Бихевиоризм с радикально социологизатоскими подходами к управлению поведением обозначает некую фатальную несвободу человека от внешних воздействий, не оговаривая в то же время содержательные аспекты культурного пребывания человека в среде, не обозначает бихевиоризм и ценностей, считая, например, эмоции фактором подкрепления реакций.

В рамках культурной психологии могут быть обсуждаемы такие понятия бихевиоризма как оперантное поведение, функциональный анализ, награда, наказание, обуславлевание – все, что может понятно в пределах присвоения внешних стимулов. Бихевиоризм испытывал методологический дискомфорт от факта наличия вербальных средств в среде, от ряда экспериментов по обуславливанию, когда реакции, к примеру, по выработке зрительных иллюзий выступали как культурнообусловленные.