личностном
действии, т.е. в
личности. Важно также отметить и то обстоятельство, что если рассматривать в
качестве источника активности природное начало в человеке, то оно либо
опредмечено в социальной норме, т.е. уже стало социальным стандартом, либо еще
находится в плоскости натурального, что также не входит в пространство
активности личности, а потому ничего личностного не предполагает. Другими
словами, можно сказать, что ни со стороны
социальности, ни со стороны натуральности в нормативной ситуации, т.е. в
пространстве активности личности, ничего личностного не предусматривается!
Пока субъект перемещается в пределах
нормативного пространства, он не является личностью ни со стороны нормы, ни со
стороны природы; а если он находится вне нормативного пространства, то вопрос о
личности вообще лишен всяких оснований.
Где же искать основания личности,
если они не представлены ни в природе, ни в культуре? Если личности нет места на оси «природа - культура", то
95
искать
личность можно только в
ортогональной плоскости, представляющей собой границу между природным и культурным. Конечно, эта граница проходит
внутри каждого человека. Но как мы узнаем о том, что человек достиг этой
границы? Если человек, например, безумен, то он находится в плену природного,
пусть больного, но все-таки природного, поэтому он и нарушает культурные нормы.
Если же человек нормативен, то он стандартен, неиндивидуален, не выступает как
личность. Единственная возможность
оказаться между природным и культурным появляется в тот момент, когда человек
создает новую социальную норму.
Действительно, создание новой
социальной нормы обязательно предполагает, в свете сказанного, наличие
природной, натуральной тенденции. Однако одной тенденции недостаточно. Важно,
чтобы она вступила в конфликт с социумом. Ключевой момент заключается в том,
что эта природная тенденция только тогда может вступить в конфликт, когда она
является именно новой, ранее не проявленной. В противном случае она должна была
бы вступить в конфликт с социумом ранее и уже ранее должна была быть ограничена
соответствующей культурной нормой. Значит, пришедшая в конфликт с социумом
новая тенденция, если так можно сказать, лежит
на поверхности природного в человеке и обращена к социальному, с которым она и
конфликтует. С другой стороны, создание новой нормы предполагает появление
объективно новой культурной нормы, которой не было в культуре ранее и которая
также обращена к природному, т.е. лежит на поверхности культуры (в культурном
предельном слое). Сама ситуация создания новой нормы представляет собой
ситуацию невысказанности, когда есть потребность сказать, но мысль еще не
выразила себя в словах. Эту пограничность рождения именно новой нормы отразил
М. Мамардашвили в своих «Картезианских размышлениях»: «...текст иногда как бы
пробует себя на кончике пера, написанием его человек что-то в себе устанавливает
(чего без этого не было бы)...»[1]
Можно утверждать, таким образом, что
новая норма творится именно в пространстве между
культурным и биологическим, черпая свою энергию (невысказанность) в природном и
оформляя ее в культурную форму. Естественно, что новая норма творится отдельным
конкретным индивидом, который именно свою природную активность, свою
индивидуальную невысказанность оформляет в новую культурную норму. Поэтому как
сама природная невысказанность, так и полученная культурная норма в первую
очередь является не только индивидуальным достоянием данного человека, но и
выражает его индивидуальность. Таким образом, создание новой культурной нормы
автоматически предполагает индивидуальность, оригинальность ее создателя,
которая отражается в новизне нормы. Но тем самым создатель новой нормы не только обладает определенным личностным
свойством - индивидуальностью, отлича-
96
ющим
его от других объективно, но и выступает для других как индивидуальность. Здесь мы хотим подчеркнуть, что
индивидуальные отличия одной личности от другой определяются именно характером
индивидуальных норм, а не физиологическими показателями: ростом, цветом глаз,
особенностями нервных процессов и т.п. Но кроме того, если новая норма оказывается принятой социумом, то все члены данного
социума вынуждены считаться с данной нормой, а значит, и с человеком, который
ее создал. Творец нормы оказывается социально значимым для всех членов
социума, и тем самым он приобретает в глазах членов социума вторую личностную особенность - самореализацию, т.е. создание новой нормы
делает человека личностью.
Итак, под личностью в структурно-диалектической психологии понимается
человек, опредмечивающий свою природу в социальной норме. Если сказать
короче, личность есть человек, создающий новую социальную (культурную) норму.
Такое определение личности находит подтверждение у Э.В. Ильенкова: «Подлинная
же, живая личность всегда приносит людям естественную
(курсив мой. - Н.В.) радость. И прежде всего потому, что, создавая то, что нужно и интересно всем людям, она делает это
талантливее, легче, свободнее, артистичнее, чем это сумел бы сделать кто-то
другой, волею случая оказавшийся на ее месте. Тайна подлинной, а не мнимой
оригинальности, яркой человеческой индивидуальности заключается именно в этом.
Вот почему между «личностью» и «талантом» тоже правомерно поставить знак
равенства, знак тождества»[2].
Как представляется, Э.В. Ильенков
как раз и подчеркивает тот момент, о котором говорилось выше. Для того чтобы
создать культурную норму, человек должен прежде всего иметь в себе природное
начало (талант) и именно это свое природное начало противопоставить
культурному и опредметить его в культурной норме. Естественно, что это сугубо
индивидуальное начало тем не менее должно выражать не столько присущее только
данному индивиду своеобразие, сколько улавливать общечеловеческие тенденции,
т.е. тенденции, присущие всем людям данного социума, или тенденции
общечеловеческие. Именно эти тенденции узнаются всеми как естественные и
требующие опредмечивания в предлагаемой норме, а значит, и человек,
предлагающий эту норму, выступает как личность именно потому, что выражает
природу других людей.
НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА И ЛИЧНОСТЬ
Типы позиций: творец, революционер,
функционер
Данное выше определение личности
позволяет нам сделать важные разграничения, имеющие непосредственное отношение
к повседневной реальности. Мы говорили, что личность есть человек,
утверждающий новую норму. Всякая новая норма обладает двумя свойствами:
во-первых, она отличается от тех
97
норм, которые были приняты в данном
социуме ранее, т.е. она обязательно другая; во-вторых, она рассчитана именно
на данный социум. Имеется в виду тот факт, что всякая норма не может быть
внедрена изолированно, сама по себе. Она вводится в культуру, т.е. в уже
существующее до нее нормативное пространство и так или иначе соотносится с уже
существующей нормативной системой. Важно понять основания возникновения новой
нормы. Структурно-диалектический метод позволяет нам утверждать, что нормативная
система, как и всякая структура, имеет фрактальный и уровневый характер.
Соответственно новая норма по отношению к уже существующей системе норм может
быть только нормой нового уровня. Включение в систему нормы такого рода предполагает
сохранение существовавших до ее возникновения уровней, а значит, и самой
системы в целом. Естественно, в силу фрактальности нормативной структуры новая
норма обладает тремя свойствами: 1)
обязательно несет в себе главный принцип нормативной системы; 2) ее уровень;
3) то новое, что отличает данную норму от предыдущих норм. Другими
словами, мы говорим о том, что новая норма развивает нормативную систему.
Под развитием системы мы
подразумеваем такой процесс, который характеризуется не только появлением в
ней новых единиц, но и сохранение предыдущих уровней. Появление нового и сохранение старого и есть, с нашей точки зрения,
основной показатель развития. В противном случае мы имеем дело не с развитием
системы, но с ее изменением. Итак, новая норма может развивать нормативную
систему. Однако новая, норма может быть построена совсем на других основаниях,
чем существовавшая до ее возникновения нормативная система. Внешне с ее
введением в нормативной системе, как и в случае с развитием, будут происходить
изменения, но само развитие прекратится. Новая норма не сможет войти в состав
уже сложившейся нормативной системы в силу того, что она не несет на себе се
основного нормативного принципа. Удерживание новой нормы в нормативном
пространстве приведет к вытеснению старой системы из культуры.
Приведем пример из Плутарха. Он
описывает результат, к которому привело новое постановление Ликурга.
Нововведение заключалось в том, что Ликург намеренно ввел в обращение новую
денежную единицу, которая нарушала основной принцип предыдущей единицы - не выполняла функцию сокровища. «Прежде
всего он изъял из обращения всю золотую и серебряную монету, приказав
употреблять одну железную, но она была так тяжела, так массивна при малой своей
стоимости, что для сбережения дома десяти мин нужно было строить большую
кладовую и перевозить их на телеге. Благодаря такой монете в Лаконни исчезло
много преступлений: кто решился бы воровать, брать взятку, отнимать деньги
другого или грабить, раз нельзя было скрыть своей добычи, которая не
представляла ничего завидного и которая даже разбитою в куски не годилась ни на
что? Говорят, Ликург велел опускать раскаленное железо в уксус. Этим он лишал
его твердости, делал ни на что не годным, бесполезным по
98
своей хрупкости для выделки из него
каких-либо вещей. Затем Ликург изгнал из Спарты все бесполезные, лишние
ремесла. Впрочем, если б даже он не изгонял их, большая часть из них все равно
исчезла бы сама собою вместе с
введением новой монеты, так как их вещи не нашли бы себе сбыта, - железные деньги не ходили в других греческих
государствах; за них ничего не давали и смеялись над ними, вследствие чего на
них нельзя было купить себе ни заграничных товаров, ни предметов роскоши. По
той же причине чужеземные корабли не заходили в спартанские гавани. В Спарту не
являлись ни ораторы, ни содержатели гетер, ни мастера золотых или серебряных
дел - там не было денег. Таким образом,
роскошь, не имея больше того, что могло поддерживать ее, давать ей средства к
существованию, постепенно исчезла сама собой. Богач не имел никакого преимущества
перед бедным, так как богатством нельзя было похвастаться публично - его следовало хранить дома, где оно было
мертвым грузом»[3]. Из примера видно, как введение
Ликургом монет из плохого железа разрушило всю систему привычного (нормативного)
взаимодействия людей.
Итак, мы можем сделать вывод, что
новая норма может как развивать существующую нормативную систему, так и
разрушать ее.
Внешне же этот процесс на начальном
этапе может выглядеть весьма привлекательно для лиц, вовлеченных в него, хотя
бы потому, что, как мы уже отмечали, нормативная ситуация и вся нормативная
система в целом содержит внутри себя известное свернутую напряжение, которое
готово к тому, чтобы разрушить саму систему.
Обратимся к историческому примеру из
нашего времени. Достаточно вспомнить, с каким энтузиазмом бывшие члены КПСС
публично сжигали свои партийные билеты. Смысл происшедшего заключался в том,
что, конечно, КПСС была организована как жесткая нормативная система с нормами,
весьма сурово ограничивавшими именно эгоцетрические тенденции ее членов.
Например, осуждались внебрачные сексуальные связи. Вообще осуждалось все, что
противоречило линии партии, т.е. шло не от системы, a oт отдельных индивидов. Создавалось
известное напряжение: люди сидели на партсобраниях, ходили на различные
мероприятия, выполняли принятые решения
и т.п. Поэтому освобождение от напряжения и вылилось в акт сожжения билетов.
Хотя, строго говоря, бывших членов КПСС никто не заставлял демонстрировать свое
отрицание прошлого. Это был именно внутренний энтузиазм. М.Захаров, принимавший
в этом действии участие, в интервью но прошествии времени оценил его отрицательно,
как пошлый и дешевый акт. Тем самым он подчеркнул: что то, что первоначально
воспринималось как положительное (ибо он сам в этом участвовал), в дальнейшем
было оценено иначе, более сдержанно.
Итак, повторяем, что новая норма
может как развивать существующую нормативную систему, так и разрушать ее. Но
так как новую норму создаст конк-
99
ретная личность, то она и может занимать
различные позиции по отношению к нормативной системе. Представителем первой
позиции является функционер. Его
главная черта состоит в том, что он не создаст никаких новых норм, а
воспроизводит уже существующие. Его активность носит репродуктивный характер.
Он удерживает существующую нормативную систему. Функционер в нашем понимании не
является личностью, но он необходим для того, чтобы личности были возможны.
Вторая позиция - революционер.
Она характеризуется тем, что человек создает новую норму и тем самым развивает
нормативную систему, переводя ее на другой (а значит, новый качественный)
уровень.
Третья позиция - творец.
Творец сохраняет существующую систему, создаст новую норму и тем самым
развивает нормативную систему, переводя ее на другой (а значит, новый
качественный) уровень.
В качестве итога отметим, что в
данном контексте функционер, революционер и творец представляют собой именно
позиции, в которых может оказываться человек. Действительно, выполняя те или
иные установленные нормы, человек обезличен, он функционирует, т.е. выступает
как функционер. Кардинально меняя нормативную систему, например как Ликург, он
выступает как революционер. Но дальше, после того как смена произошла, он
становится функционером в новой системе. Точно так же и творец, придумав
норму, например профессиональную (новый метод исследования какого-то явления
или новый термин и т.п.), после того как норма была присвоена профессиональным
сообществом, он сам начинает подчиняться этой норме, переходя на позицию
функционера. Конечно, наша цель не может быть ограничена только определением
названных позиций, она включает и изучение тех психологических следствий,
которые из них вытекаю г. Но, прежде чем рассматривать их, нам важно более
подробно остановиться на анализе строения самой нормативной системы.
СТРОЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЫ
Прежде чем характеризовать строение
нормативной системы с содержательной стороны, обратимся к теории основателя
гуманистической психологии А. Маслоу. Он исходил из положения о целостности субъекта:
«Индивидуум - это интегрированное,
организованное целое... Пора наконец четко уяснить, что пока мы не осознаем
экспериментальную и теоретическую значимость данного положения, мы не сможем
приблизиться к построению теории мотивации и все наши эксперименты будут
бесполезны»[4]. Таким образом, мы можем
подчеркнуть, что целостность субъекта, а значит, и целостность его
мотивационной сферы для А. Маслоу является важной методологической отправной
точкой.
100
Диалектический подход основан на
выявлении противоположностей. Видение противоположностей характерно и для
работ А. Маслоу. Так, например, он подчеркивает тот факт, что «организму
присущи одновременно и тенденция к инерции, лени, минимальной затрате усилий, и
потребность в активности, стимуляции, возбуждении»[5], он анализирует противопоставления
эгоизма-альтруизма, рациональности -
иррациональности[6] и т.д.
Все вышесказанное наводит нас на
мысль, что именно диалектическая методология обусловила главный итог работ А.
Маслоу - понимание иерархичности строения
потребностей. По А. Маслоу, «базовые потребности естественным образом
выстраиваются в совершенно отчетливую иерархию, в которой более сильная, более
насущная потребность предшествует менее сильной и менее насущной. Например, мы
уже можем вполне определенно заявить, что потребность в безопасности сильнее,
чем потребность в любви, ибо при фрустрации этих потребностей первая явно
доминирует в организме. Физиологические потребности (взаимоотношения между
которыми также подчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в
безопасности, которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою
очередь, сильнее потребности в уважении, более сильной, чем потребности
идиосинкратического уровня, которые мы обобщаем в рамках одной потребности - потребности в самоактуализации»[7]. Из работ А. Маслоу мы можем
сделать вывод о том, что потребности не только иерархизированы но важности для
организма, по и о том, что они иерархизированы по степени своей биологической
силы или напряженности.
Исследования А. Маслоу, а также и
структурно-диалектический метод позволяют нам провести аналогию между
иерархичностью потребностей и организацией нормативной системы. Мы можем
полагать, что любая группа людей, организованная в социум, выстраивает
социальные нормы не только в точках напряжения взаимодействия, но и в
соответствии с силой этого напряжения. Другими словами, напряженность
социальной нормы уменьшается по мере увеличения уровня нормы.
Итак, содержательно базовые
(структурообразующие) противоположности, выступающие в качестве оснований для
создания норм первого уровня, проявляются в ситуациях, где сталкиваются
индивидные (эгоцентрические) и групповые (социальные) тенденции. Их
столкновение должно соответствовать максимальному напряжению лежащих за ними
оснований, т.е. потребностей. Это, видимо, ситуации столкновения групповых и
эгоцентрических интересов в области физиологических потребностей, связанных с
выживанием (в терминологии А. Маслоу)[8]. Наиболее характерной
физиологической потребностью явля-
101
ется пищевая потребность. Следующей
по степени напряжения идет потребность в защите. Соответственно и нормативные
ситуации, предусмотренные нормативной системой, видимо, должны включать эту
сферу. На третьем уровне располагаются потребности принадлежности. Соответственно
выстраивается и нормативная система, обеспечивая упорядоченное взаимодействие
индивидов, когда дело касается принадлежности к группе. Далее идут нормы,
имеющие отношение к потребностям в любви и уважении и т.д. Повторим, что чем
выше уровень норм, тем меньше их напряженность, а соответственно и санкции при
их нарушении.
Трудно ожидать, что в более или
менее развитом обществе культурные нормы выстроены в такой всем очевидной
уровневой последовательности, прямо соответствующей иерархии потребностей,
описанной А. Маслоу: выживания - безопасности - принадлежности - любви - уважения - самоактуализации. Здесь есть ряд причин,
которые могут объяснить данное обстоятельство. Первая и самая главная причина,
на наш взгляд, состоит в том, что общество представляет собой единое целое.
Поэтому изменение конкретной нормы затрагивает так или иначе всю существующую
нормативную систему, а значит, репрезентировать в общественном сознании
какой-то один уровень норм достаточно сложно. Во-вторых, объективно общественная
жизнь представлена в виде содержательно различных деятельностей. Как мы видели
выше, А.Н.Леонтьев обозначил три профессиональные сферы: производство, науку,
искусство. Соответственно и нормы подчинены формам трудовой активности человека
и в зависимости от ее характера также представлены в общественном сознании.
Общее количество профессий в развитом обществе весьма велико, а
структурирование их по уровням - особая
сложная задача.
[1]
М. Мамардашвили. Картезианские размышления. -
М. 1993. C.9
[2]
Э.В.Ильенков. Философия и культура. - М., 1991. С. 414.
[3]
Плутарх. Избранные жизнеописания. В
двух томах. Том I. - М., Правда, 1986,
с.100.
[4]
А.Г. Маслоу. Мотивация и личность. -
СПб., Евразия, 1999. С. 59.
[5] Там же. С.79.
[6] Там же. С. 161.
[7] Там же. С. 156.
[8]
Там же. С. 117.