Психическое
развитие в младенчестве
(до
1 года)
1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ
Ребенок рождается и первым криком
оповещает этот мир о своем появлении.
Рождаясь, ребенок физически отделяется
от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться
к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно
закрепленные механизмы – безусловные
рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Безусловные
рефлексы новорожденного
Раздражители |
Рефлексы |
Действие
яркого света
Шлепок
по переносице
Хлопок
руками возле головы ребенка
Поворот
головы ребенка направо
Разведение
локтей в стороны
Нажатие
пальцем на ладонь ребенка
Нажатие
пальцем на подошву ребенка
Царапающим
движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке
Укол
булавкой подошвы
Поднимаем
лежащего животом вниз ребенка |
Глаза
закрываются
Глаза
закрываются
Глаза
закрываются
Подбородок
поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Руки
быстро сгибаются
Пальца
ребенка сжимаются и разжимаются
Пальцы
ног сжимаются
Большой
палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются
Колено
и стопа сгибаются
Ребенок
пытается поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца жизни появляются и
первые условные рефлексы.
Важные события в психической жизни ребенка
– возникновение слухового и зрительного
сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. На
3-4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок
не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его
источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-4-й неделе.
Новорожденный проводит время во сне или
дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают
выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и
зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму
(или другого близкого человека), останавливает взгляд на ее лице, вскидывает
руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта
бурная эмоциональная реакция была названа комплексом
оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность
– улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности
в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает что он в
своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный
этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
2. МЛАДЕНЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ
Восприятие.
Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности,
совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно
длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится
возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто
видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает
радостные звуки.
Ребенок в младенческом возрасте
воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Можно
сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во
многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых
предметов и другие их свойства.
К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют
интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались
ими раньше. Ребенок различает зрительно
воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может
реагировать уже в 3-4 месяца. Активный интерес к цвету возникает позже, с 6
месяцев.
Начинает развиваться также
пространственное восприятие, в частности восприятие глубины. Считается, что
младенец имеет целостную картину
мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов.
Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает
обобщенные образы предметов.
Движение
и действия.
Физическое
развитие младенца
Время появления движений |
Развитие моторики |
1
месяц
2
месяца
3
месяца
4
месяца
5-6
месяцев
7
месяцев
8
месяцев
9
месяцев
10
месяцев
11
месяцев
12
месяцев |
Поднимает
подбородок
Поднимает
грудь
Тянется
за предметом, но, как правило, промахивается
Сидит
с поддержкой
Хватает
рукой предметы
Сидит
без поддержки
Садится
без посторонней помощи
Стоит
с поддержкой; ползает на животе
Ползает,
опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
Стоит
без поддержки
Ходит,
держась одной рукой |
Движения рук младенца, направленные к
предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В
5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных
зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего
развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно
является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и
соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает
схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает,
перекладывает из руки в руки и т.п. После 7 месяцев встречаются «соотносящие»
действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и
закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие
относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.
Тем не менее к концу года ребенок начинает
познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними.
Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств
окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он
интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно
сделать».
Восприятие и действие – та основа, которая
позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного
мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные
задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия,
затем используя двигательную активность.
Решение
простейших познавательных задач в младенческом возрасте
Возраст
в месяцах |
Успехи |
Неудачи |
0-2 |
|
Когда
у ребенка на глазах прячется предмет, не наблюдается никаких определенных
действий. |
2-4 |
Ребенок
прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном.
Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого. |
Ребенок
продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет
на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место. |
4-6 |
Ребенок
больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет,
частично закрытый платком. |
Ребенок
не может найти предмет, который полностью закрыт платком. |
6-12 |
Ребенок
может найти предмет, полностью закрытый платком. |
Ребенок
ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот
предмет спрятали у него на глазах. |
Память.
Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти,
естественно простейших ее видов. Первым является узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые
впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку,
которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в его
поле зрения; 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8
месяцев появляется воспроизведение –
восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
Эмоциональное развитие.
Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими
взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные
состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении
потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме,
он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается
знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8
месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7 и 11
месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый
испуг при исчезновении мамы. Общаясь с мамой или другим близким человеком,
младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но
и к совместным действиям.
Речевое развитие. В
первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном
оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.
Во втором полугодии возникает лепет,
в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные
чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной
жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает
10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих
первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых
слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
3. КРИЗИС
1 ГОДА
Переходный период между младенчеством и
ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан
со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные
вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его
слов, его жестов и мимики или не понимают, но не выполняют то, что он хочет.
Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко
увеличивается круг досягаемых для него предметов. Разумеется ребенок и раньше
был знаком со словом «нельзя», но в кризисный момент оно приобретает особую
актуальность.
Аффективные реакции при очередном «нельзя»
или «нет» могут достигать значительной силы. Чаще всего появление сильных
аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье.
Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С.Выготским автономной. Она значительно отличается
от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу
(семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от
них.
Маленький ребенок вкладывает в слова
совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились
наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной
группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно
функциональному признаку. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Еще одна особенность автономной речи –
своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова
не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия,
напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Поскольку автономная детская речь
фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым
близким. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя
здесь могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка,
сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает
общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет
возможным для ребенка позднее.