Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методологические принципы психологии

Методологические принципы психологии

Наука характеризуется предметом, которой исследуется соответственно характеристика науки включает и определение ее методов по средством которой познается предмет науки.

Основные методы науки служат раскрыванию закономерности науки, сами опираются на основные закономерности предмета науки. Изменение предмета науки ведет к изменению методологии науки.

Методология не накладывает механические на конкретные содержание науки, а раскрывает внутри содержания науки закономерностях его собственного развития.

Методология – это наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющие способы достижения и построения теоретического знания и способы организации практической деятельности.

Методология является основой построения исследования, отражает мировоззрения исследователя его позицию, взгляды.

Метод – это совокупность более частных конкретных приемов, средств, способов, с помощью которого получают сведения необходимые для построения научной теории и вынесения практической рекомендации.

Принципы:

Принцип объективности психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящие от особенности предмета исследования. Общая задача методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить соотношения между внешним протеканием процессов и его внутренней природой.

Таким образом, по внешнему протеканию акта можно определить его внутреннюю психологическую природу. Однако внутреннее психологическое содержания действия раскрывается обычно не из изолированного взятого акта, а из системы деятельности. Лишь учитывая всю деятельность индивида можно адекватно раскрыть внутреннее психологическое содержание действий и поступков.

Принцип единства (не тождества) психического и физического. Психологическое исследование не сводясь к физиологическому необходимо предполагает физиологический анализ психофизических процессов. Невозможно описать психическое явление оторванными от их изучения психофизиологических механизмов. Решающим вопросом при этом является не столько разграничение и подчинение физиологического психологическому, сколько умения их соотнести так чтобы в конкретной практического психофизиологического исследования они образовывали подлинное единство.

Общественный или социально-исторический принцип. Сознание человека обусловлена общественной практикой. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Лишь правильно определив общественное содержание и значение тех или иных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно прийти к правильному психологическому истолкованию. Психическое при этом не должно сводится социальному. Психологическое исследование должно сохранят свою специфичность и самость. Требуется опора на предварительный социологический анализ человеческой деятельности и ее продуктов в общественно-исторической закономерности их развития.

Принцип индивидуализации исследования. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование статистическими исследованиями, а анализ конкретных индивидуальных случаев. Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в описании жизни отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного прийти к всеобщему. Через изучения индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к установлению все более общих существенных закономерностей.

Генетический принцип. Психологические закономерности раскрывается в процессе развития. Предмет исследования это переход с одного уровня к другой, это динамика процессов и движущих сил.

Принцип единства теории и практики. Этот принцип раскрывает единство между научным познанием научных явлений и реальным практическим воздействием на них. Мы познаем реальные процессы и воздействия на них. Так при изучении патологических явлений больного индивида, терапевтическое воздействие дает возможность не только выправить, но и глубже понять.

Принцип исполнения продуктов деятельности. Использование методики в психологических исследованиях продуктов деятельности применяется с тем, что в них материализуется сознательная деятельность человека. Психологическое исследование не основывается на механической регистрации результатов деятельности, а устанавливает и фиксирует в ней показатель психического состояния.

Принцип раскрытия психологического содержания результатов исследования. Требует обязательного изучения конкретной ситуации, так как один и тот же внешней результат может иметь самые различные психические содержания в зависимости от того а какой конкретной ситуации он имел место. Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходит за пределы. Только психологические явления психологических исследований не утрачивает своего характера и специфичности своего объекта, требует тщательного учета целого ряда моментов выходящие за пределы чисто психологических.