Методологические
принципы психологии
Наука
характеризуется предметом, которой исследуется соответственно характеристика
науки включает и определение ее методов по средством которой познается предмет
науки.
Основные
методы науки служат раскрыванию закономерности науки, сами опираются на
основные закономерности предмета науки. Изменение предмета науки ведет к
изменению методологии науки.
Методология
не накладывает механические на конкретные содержание науки, а раскрывает внутри
содержания науки закономерностях его собственного развития.
Методология
– это наиболее общая система принципов и способов организации научного
исследования, определяющие способы достижения и построения теоретического
знания и способы организации практической деятельности.
Методология
является основой построения исследования, отражает мировоззрения исследователя
его позицию, взгляды.
Метод
– это совокупность более частных конкретных приемов, средств, способов, с
помощью которого получают сведения необходимые для построения научной теории и
вынесения практической рекомендации.
Принципы:
Принцип
объективности психологического исследования реализуется многообразными
методическими средствами, зависящие от особенности предмета исследования. Общая
задача методов объективного психологического исследования заключается в том,
чтобы адекватно выявить соотношения между внешним протеканием процессов и его
внутренней природой.
Таким
образом, по внешнему протеканию акта можно определить его внутреннюю
психологическую природу. Однако внутреннее психологическое содержания действия
раскрывается обычно не из изолированного взятого акта, а из системы
деятельности. Лишь учитывая всю деятельность индивида можно адекватно раскрыть
внутреннее психологическое содержание действий и поступков.
Принцип
единства (не тождества) психического и физического. Психологическое
исследование не сводясь к физиологическому необходимо предполагает
физиологический анализ психофизических процессов. Невозможно описать
психическое явление оторванными от их изучения психофизиологических механизмов.
Решающим вопросом при этом является не столько разграничение и подчинение
физиологического психологическому, сколько умения их соотнести так чтобы в
конкретной практического психофизиологического исследования они образовывали
подлинное единство.
Общественный
или социально-исторический принцип. Сознание человека
обусловлена общественной практикой. Методика психологического исследования
должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Лишь
правильно определив общественное содержание и значение тех или иных поступков
человека и объективных результатов его деятельности, можно прийти к правильному
психологическому истолкованию. Психическое при этом не должно сводится
социальному. Психологическое исследование должно сохранят свою специфичность и
самость. Требуется опора на предварительный социологический анализ человеческой
деятельности и ее продуктов в общественно-исторической закономерности их
развития.
Принцип
индивидуализации исследования. Целью
психологического исследования должно быть раскрытие специфических
психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование
статистическими исследованиями, а анализ конкретных индивидуальных случаев.
Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в
описании жизни отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от
единичного прийти к всеобщему. Через изучения индивидуальных случаев в их
вариативности психологическое исследование должно идти к установлению все более
общих существенных закономерностей.
Генетический
принцип. Психологические закономерности раскрывается в
процессе развития. Предмет исследования это переход с одного уровня к другой,
это динамика процессов и движущих сил.
Принцип
единства теории и практики. Этот принцип раскрывает единство
между научным познанием научных явлений и реальным практическим воздействием на
них. Мы познаем реальные процессы и воздействия на них. Так при изучении
патологических явлений больного индивида, терапевтическое воздействие дает
возможность не только выправить, но и глубже понять.
Принцип
исполнения продуктов деятельности. Использование
методики в психологических исследованиях продуктов деятельности применяется с
тем, что в них материализуется сознательная деятельность человека. Психологическое
исследование не основывается на механической регистрации результатов
деятельности, а устанавливает и фиксирует в ней показатель психического
состояния.
Принцип
раскрытия психологического содержания результатов исследования.
Требует обязательного изучения конкретной ситуации, так как один и тот же
внешней результат может иметь самые различные психические содержания в
зависимости от того а какой конкретной ситуации он имел место. Поскольку при
этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходит за пределы. Только
психологические явления психологических исследований не утрачивает своего
характера и специфичности своего объекта, требует тщательного учета целого ряда
моментов выходящие за пределы чисто психологических.