Психические состояния
Соотношение
психических состояний, процессов и свойств.
1. Процессы, состояния и свойства
можно рассматривать как показатели «устойчивости – изменчивости» психического.
Тогда процессы преимущественно олицетворяют изменчивость, свойства –
устойчивость, состояния занимают промежуточное положение, олицетворяя, устойчивость
в изменении.
2. В генетическом плане исходной
формой являются процессы, как конкретная реакция на конкретные раздражители. Длительное
переживание процессов переходит в состояние. Многократное переживание состояний
закрепляется в свойстве. Биологическая и
психологическая целесообразность такой эволюции очевидны. Процесс – это
предельно быстрый и по возможности адекватный ответ на раздражитель. Увеличение
интенсивности, длительности или частоты воздействия раздражителя вырабатывается
адаптационные механизмы. Состояния – один из видов таких механизмов.
Закрепление этих факторов успешного
взаимодействия индивида со средой далее осуществляется в формировании у него
соответствующих свойств (черт) личности.
3. Структурный аспект.
Одновременное осуществление всех трех форм психического – атрибут психики.
Состояние есть результат
совместного функционирования протекающих в данный момент процессов.
По определению Левитова состояние
зависит еще и от предшествующего состояния.
Определение
понятия «психическое состояние». Психические состояния,
в сравнении с другими категориями, психических явлений являются относительно
малоизученной областью. Такая малоизученность находит свое отражение в
определении понятия «психическое состояние». Ю.Е. Сосновикова, Н.Д. Левитов
психические состояния рассматривают как «целостная характеристика психической
деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие
психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений
действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».
Е.П. Ильин, А.Б. Леонова связывают
с изучением функциональных состояний, возникающих в деятельности, и прежде
всего в трудовой. В частности Е.П. Ильин изучая психофизиологические состояния,
дал следующие определение психофизиологическому состоянию: «это целостная
реакция личности на внешние и внутреннее стимулы, направленная на достижение полезного
результата.
А.О. Прохоров дает следующие
определение «психическому состоянию» - это отражение личностью ситуаций в виде
устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности,
выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени.
Определение А.О. Прохорова содержит
все необходимые категориальные признаки, присущие психическому состоянию:
целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и
поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами.
Классификация
психических состояний. Первая попытка классификации
психических состояний представлена Н.Д. Левитовым. В основе классификации лежит
подразделение состояний по аналогии с классификацией психических процессов. Он
выделяет психические состояния, которые характерны для умственной деятельности,
эмоциональные, волевые, характерологические и психические состояния,
возникающие в труде.
Дальнейшие изучение шло в двух
направлениях. Первое направление –
исследование состояний в процессе деятельности. Е.П. Ильин, рассматривая
годичный учебно-тренировочный цикл, выделяет состояния, связанные с основными
этапами тренировочной деятельности: подготовка спортсмена к соревнованию
(состояния предстартового возбуждения, апатия, мобилизованность и др.);
выполнением основной (тренировочной и соревновательной) деятельности
(монотония, психическое пресыщение, эмоциональная напряженность и др.);
результаты спортивной деятельности (радость, фрустрация и др.); восстановлением
работоспособности спортсмена. К характеристикам состояний он относит
длительность протекания, степень активированности функциональных систем,
глубину и качественные особенности развития.
Другое
направление –
личностно-деятельностный подход к психическим состояниям. К этому направлению
можно отнести классификацию Ю.Е. Сосновиковой и В.А. Ганзена, В.Н. Юрченко. Выделили две группы состояний характеризующих
аффективно-волевую сферу психической деятельности человека и состояния сознания
– внимания. Каждая группа имеет характеристики, отражающие наиболее типичные,
стержневые особенности входящих в нее состояний («напряжение – разрешение» -
волевые, «сон – активация» - «сознание – внимание»).
В этом направлении классификацию
психического состояния можно представить в следующим в виде:[1]
1. Деятельность: состояния,
улучающие выполнения деятельности и ухудшающие.
2. Взаимоотношения и общения.
3. Личность (характер, система
отношений к действительности).
4. Биологические структуры личности
(характер)
5. Эмоциональные компоненты
характера.
6. Волевые черты характера.
7. Интеллектуальные черты
характера.
Классификация психических состояний
по учебнику В.В. Никандрова.
Классификация базируется на
критерии «доминирующий процесс в составе детерминант состояния».
1.
Состояния с преобладанием влияния органических потребностей и процессов
(органические состояния). Голод,
жажда; сексуальное напряжение; гипоксия (кислородное голодание);
переживание боли; общие самочувствие.
2.
Состояния с преобладанием влияния сенсорно-перцептивных процессов
(сенсорные состояния). Сенсорная депривация (отсутствие воздействий),
сенсорный голод.
3.
Состояния с доминированием эмоций и чувств (эмоциональные состояния):
По
форме: настроения, аффекты, страсти,
собственно эмоциональные состояния.
По
содержанию: - в общих эмоциональных
категориях: наслаждение, удовольствие, радость, эйфория, экстаз, ужас и т.д.
- по виду чувств: а) эстетические
состояния: восторг, восхищение; б) этические (моральные) состояния: сочувствие,
симпатия, антипатия, уважение, любовь, обида и т.д. в) интеллектуальные и
праксические состояния.
4.
Состояния с доминированием мышления (интеллектуальные состояния).
Любопытство, недоумение, удивление, сомнение, умственное напряжение, скука,
веселость.
5.
Состояния с доминированием волевых процессов (волевые состояния). Волевые состояния соотносят с
проявлением того или иного: а) волевого свойства личности: состояния
уверенности – неуверенности, решительности – нерешительности, состояния
проявления смелости, отваги, храбрости и
др. б) этапами волевого процесса: состояние борьбы мотивов, напряжение принятия
решения и т.п. в) мотивом: скука, опасность как сигнал действию, г) оценка и
переосмыслением: разочарование, досада, стыд.
6.
Состояния, связанные с выполнением действий
и осуществлением деятельности
(праксические состояния): готовность к работе, переживание
удачи – неудачи, вдохновение, энтузиазм, мобилизованность, утомление,
усталость, монотония.
7.
Состояния с преобладанием процессов
объективизации (психомоторные и речевые состояния):
а) психомоторные состояния:
двигательная активность – пассивность, мобильность, «легкость на подъем»,
подвижность – неподвижность, двигательная вялость;
б) речевые состояния:
речевая активность – пассивность, неразговорчивость, болтливость, словоохотливость,
«недержание речи».
8.
Состояния с преобладанием влияния «сквозных»
(интегративных) процессов (мнемические, творческие и аттенционные состояния):
а) доминирование памяти (мнемические состояния):
состояния вспоминания, припоминания, воспоминания; состояние обострения –
притупление памяти;
б) доминирование воображения (творческие состояния):
состояние мечтательности, переживание грез, фантазирование, озарение.
в) доминирование внимания (аттенционные состояния):
состояние сосредоточенности – рассеянности, повышенного – пониженного внимания,
состояние бдительности.
9.
Состояния, связанные с деятельностью сознания
и самосознания (ментальные
состояния). Активность – пассивность, бодрость –
вялость, подъем – апатия, состояния, вытекающие из самооценки (самоуважение, самоуничижение,
самобидчевание).
10.
Общие многосложные состояния, несопоставимые с какой-либо одной сферой
психики и преимущественно связанные с экстремальностью условий взаимодействия
субъекта с миром (экстремальные состояния). Состояния
фрустрации, тревоги, напряженности, дискомфорта, стресс.
Функции
состояний. Состояния играют роль «внутреннего информатора».
Они в обобщенной форме сигнализируют о благополучии нашего актуального
положения в среде. Они выполняют сигнальную функцию. Эта функция
проявляется в состояниях, отражающих положение организма в органической среде
(состояние голода, жажды и т.п.), и в ориентировочных состояниях (любопытство,
заинтересованность).
Кроме «внутренней» сигнализации,
направленной самому объекту переживаемого состояния, состояниям свойственна и
«внешняя» сигнализация. Обычно эту сторону сигнальной функции называют сигнификативной, обозначающей. Благодаря ей выполняется и более общая функция
психики – коммуникативная.
На основании сигнального значения
данного состояния вырабатывается линия последующего поведения. Состояния
выполняют регулирующую функцию.
Одной из существенных форм
регуляции является адаптация. Приспособительный характер психических состояний
очевиден.
В психотравмирующих ситуациях они
притупляют негативные воздействия среды на индивида, оказывают тормозящие
влияние на его ответные реакции, сохраняют гомеостаз его организма и психики. В
этих случаях состояние позволяют предохранить психику и организм от
разрушительных воздействий среды и саморазрушительных действий субъекта. Таковы
состояния печали, тоски, горя.
Состояния фокусируют в себе
действие протекающих процессов и имеющихся свойств, постольку они играют роль
интегратора психической жизни человека. Интегративная функция выражается в
объединении в состояниях прошлого, настоящего и будущего.
Состояния так же выполняют функцию
компенсаторную дефицита внимания.
Из сигнальной и регулирующей
функции вытекает функция ориентировки в среде. Определяется в первую очередь отношением
человека к окружающему и самому себе, что составляет субъективный стержень
состояний. Ориентировочная функция есть проявление и познавательной функции психики.
Таким образом, выделяют следующие
функции психического состояния:
- сигнальную;
- регулирующую;
- интегративную;
- компенсацию дефицита внимания;
- ориентировочную.
Функциональная
«специализация»
основных
форм психического
Форма психического (вид психического явления) |
Доминирующая функция психического отражения |
Психические процессы |
Познание |
Психические состояния |
Регуляция |
Психические свойства |
Интеграция |
Состояния
в экстремальных условиях. Наиболее общими состояниями в
ответ на экстремальность условий взаимодействия субъекта со средой являются тревожность, фрустрация, дискомфорт и стресс.
Тревожность
– состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности, переживания тревоги
как ответ на ситуацию неопределенности, чреватые опасностью.
Реакция тревоги представляет собой
врожденный механизм подготовки к самообороне. Функционально тревога
предупреждает субъекта о возможности опасности и побуждает к активной
конкретизации этой опасности и локализации ее источника. Происходит
психофизиологическая мобилизация: учащение пульса и дыхания, повышение А/Д,
обострение сенсорной чувствительности. На психологическом уровне это состояние
проявляется в затруднении принятия решений, усиление амбивалентности чувств,
нарушение координации движений. На поведенческом уровне происходит дезорганизация
деятельности, нарушающая ее направленность и продуктивность.
Напряженность – состояние готовности
к определенным действиям в ожидании неблагоприятного развития событий,
сопровождающееся повышением интенсивности физиологических и психических
процессов.
Степень напряженности зависит от
значимости для человека возникшей ситуации, уровня мотивации для ее разрешения,
опыта подобных переживаний, особенностей психики.
Фрустрация
– состояние сильного психического потрясения, выражающееся в дезорганизации
сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимым (или так
субъективно понимаемыми) препятствиями на пути к цели.
Дискомфорт
– состояние рассогласования физиологических и психических функций, субъективно
переживаемое как неудобство, стесненность, неуют, часто сопровождаемое
неприятными ощущениями.
Стресс
– неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.