Лекции по психологии

Меню сайта
Валюта
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психическое состояние

Психические состояния

Соотношение психических состояний, процессов и свойств.

1. Процессы, состояния и свойства можно рассматривать как показатели «устойчивости – изменчивости» психического. Тогда процессы преимущественно олицетворяют изменчивость, свойства – устойчивость, состояния занимают промежуточное положение, олицетворяя, устойчивость в изменении.

2. В генетическом плане исходной формой являются процессы, как конкретная реакция на конкретные раздражители. Длительное переживание процессов переходит в состояние. Многократное переживание состояний закрепляется в свойстве. Биологическая и психологическая целесообразность такой эволюции очевидны. Процесс – это предельно быстрый и по возможности адекватный ответ на раздражитель. Увеличение интенсивности, длительности или частоты воздействия раздражителя вырабатывается адаптационные механизмы. Состояния – один из видов таких механизмов.

Закрепление этих факторов успешного взаимодействия индивида со средой далее осуществляется в формировании у него соответствующих свойств (черт) личности.

3. Структурный аспект. Одновременное осуществление всех трех форм психического – атрибут психики.

Состояние есть результат совместного функционирования протекающих в данный момент процессов.

По определению Левитова состояние зависит еще и от предшествующего состояния.

Определение понятия «психическое состояние». Психические состояния, в сравнении с другими категориями, психических явлений являются относительно малоизученной областью. Такая малоизученность находит свое отражение в определении понятия «психическое состояние». Ю.Е. Сосновикова, Н.Д. Левитов психические состояния рассматривают как «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».

Е.П. Ильин, А.Б. Леонова связывают с изучением функциональных состояний, возникающих в деятельности, и прежде всего в трудовой. В частности Е.П. Ильин изучая психофизиологические состояния, дал следующие определение психофизиологическому состоянию: «это целостная реакция личности на внешние и внутреннее стимулы, направленная на достижение полезного результата.

А.О. Прохоров дает следующие определение «психическому состоянию» - это отражение личностью ситуаций в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени.

Определение А.О. Прохорова содержит все необходимые категориальные признаки, присущие психическому состоянию: целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами.

Классификация психических состояний. Первая попытка классификации психических состояний представлена Н.Д. Левитовым. В основе классификации лежит подразделение состояний по аналогии с классификацией психических процессов. Он выделяет психические состояния, которые характерны для умственной деятельности, эмоциональные, волевые, характерологические и психические состояния, возникающие в труде.

Дальнейшие изучение шло в двух направлениях. Первое направление – исследование состояний в процессе деятельности. Е.П. Ильин, рассматривая годичный учебно-тренировочный цикл, выделяет состояния, связанные с основными этапами тренировочной деятельности: подготовка спортсмена к соревнованию (состояния предстартового возбуждения, апатия, мобилизованность и др.); выполнением основной (тренировочной и соревновательной) деятельности (монотония, психическое пресыщение, эмоциональная напряженность и др.); результаты спортивной деятельности (радость, фрустрация и др.); восстановлением работоспособности спортсмена. К характеристикам состояний он относит длительность протекания, степень активированности функциональных систем, глубину и качественные особенности развития.

Другое направление – личностно-деятельностный подход к психическим состояниям. К этому направлению можно отнести классификацию Ю.Е. Сосновиковой и В.А. Ганзена, В.Н. Юрченко.  Выделили две группы состояний характеризующих аффективно-волевую сферу психической деятельности человека и состояния сознания – внимания. Каждая группа имеет характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний («напряжение – разрешение» - волевые, «сон – активация» - «сознание – внимание»).

В этом направлении классификацию психического состояния можно представить в следующим в виде:[1]

1. Деятельность: состояния, улучающие выполнения деятельности и ухудшающие.

2. Взаимоотношения и общения.

3. Личность (характер, система отношений к действительности).

4. Биологические структуры личности (характер)

5. Эмоциональные компоненты характера.

6. Волевые черты характера.

7. Интеллектуальные черты характера.

Классификация психических состояний по учебнику В.В. Никандрова.

Классификация базируется на критерии «доминирующий процесс в составе детерминант состояния».

1. Состояния с преобладанием влияния органических потребностей и процессов (органические состояния). Голод,  жажда; сексуальное напряжение; гипоксия (кислородное голодание); переживание боли; общие самочувствие.

2. Состояния с преобладанием влияния сенсорно-перцептивных процессов (сенсорные состояния). Сенсорная депривация (отсутствие воздействий), сенсорный голод.

3. Состояния с доминированием эмоций и чувств (эмоциональные состояния):

По форме: настроения, аффекты, страсти, собственно эмоциональные состояния.

По содержанию: - в общих эмоциональных категориях: наслаждение, удовольствие, радость, эйфория, экстаз, ужас и т.д.

- по виду чувств: а) эстетические состояния: восторг, восхищение; б) этические (моральные) состояния: сочувствие, симпатия, антипатия, уважение, любовь, обида и т.д. в) интеллектуальные и праксические состояния.

4. Состояния с доминированием мышления (интеллектуальные состояния). Любопытство, недоумение, удивление, сомнение, умственное напряжение, скука, веселость.

5. Состояния с доминированием волевых процессов (волевые состояния). Волевые состояния соотносят с проявлением того или иного: а) волевого свойства личности: состояния уверенности – неуверенности, решительности – нерешительности, состояния проявления смелости, отваги, храбрости  и др. б) этапами волевого процесса: состояние борьбы мотивов, напряжение принятия решения и т.п. в) мотивом: скука, опасность как сигнал действию, г) оценка и переосмыслением: разочарование, досада, стыд.

6. Состояния, связанные с выполнением действий и осуществлением деятельности (праксические состояния): готовность к работе, переживание удачи – неудачи, вдохновение, энтузиазм, мобилизованность, утомление, усталость, монотония.

7. Состояния с преобладанием процессов объективизации (психомоторные и речевые состояния):

а) психомоторные состояния: двигательная активность – пассивность, мобильность, «легкость на подъем», подвижность – неподвижность, двигательная вялость;

б) речевые состояния: речевая активность – пассивность, неразговорчивость, болтливость, словоохотливость, «недержание речи».

8. Состояния с преобладанием влияния «сквозных» (интегративных) процессов (мнемические, творческие и аттенционные состояния):

а) доминирование памяти (мнемические состояния): состояния вспоминания, припоминания, воспоминания; состояние обострения – притупление памяти;

б) доминирование воображения (творческие состояния): состояние мечтательности, переживание грез, фантазирование, озарение.

в) доминирование внимания (аттенционные состояния): состояние сосредоточенности – рассеянности, повышенного – пониженного внимания, состояние бдительности.

9. Состояния, связанные с деятельностью сознания и самосознания (ментальные состояния). Активность – пассивность, бодрость – вялость, подъем – апатия, состояния, вытекающие из самооценки (самоуважение, самоуничижение, самобидчевание).

10. Общие многосложные состояния, несопоставимые с какой-либо одной сферой психики и преимущественно связанные с экстремальностью условий взаимодействия субъекта с миром (экстремальные состояния). Состояния фрустрации, тревоги, напряженности, дискомфорта, стресс.

Функции состояний. Состояния играют роль «внутреннего информатора». Они в обобщенной форме сигнализируют о благополучии нашего актуального положения в среде. Они выполняют сигнальную функцию. Эта функция проявляется в состояниях, отражающих положение организма в органической среде (состояние голода, жажды и т.п.), и в ориентировочных состояниях (любопытство, заинтересованность).

Кроме «внутренней» сигнализации, направленной самому объекту переживаемого состояния, состояниям свойственна и «внешняя» сигнализация. Обычно эту сторону сигнальной функции называют сигнификативной, обозначающей. Благодаря ей выполняется и более общая функция психики – коммуникативная.

На основании сигнального значения данного состояния вырабатывается линия последующего поведения. Состояния выполняют регулирующую функцию.

Одной из существенных форм регуляции является адаптация. Приспособительный характер психических состояний очевиден.

В психотравмирующих ситуациях они притупляют негативные воздействия среды на индивида, оказывают тормозящие влияние на его ответные реакции, сохраняют гомеостаз его организма и психики. В этих случаях состояние позволяют предохранить психику и организм от разрушительных воздействий среды и саморазрушительных действий субъекта. Таковы состояния печали, тоски, горя.

Состояния фокусируют в себе действие протекающих процессов и имеющихся свойств, постольку они играют роль интегратора психической жизни человека. Интегративная функция выражается в объединении в состояниях прошлого, настоящего и будущего.

Состояния так же выполняют функцию компенсаторную дефицита внимания.

Из сигнальной и регулирующей функции вытекает функция ориентировки в среде. Определяется в первую очередь отношением человека к окружающему и самому себе, что составляет субъективный стержень состояний. Ориентировочная функция есть проявление и познавательной функции психики.

Таким образом, выделяют следующие функции психического состояния:

- сигнальную;

- регулирующую;

- интегративную;

- компенсацию дефицита внимания;

- ориентировочную.

Функциональная «специализация»

основных форм психического

Форма психического

(вид психического явления)

Доминирующая функция

психического отражения

Психические процессы

Познание

Психические состояния

Регуляция

Психические свойства

Интеграция

 

Состояния в экстремальных условиях. Наиболее общими состояниями в ответ на экстремальность условий взаимодействия субъекта со средой являются тревожность, фрустрация, дискомфорт и стресс.

Тревожность – состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности, переживания тревоги как ответ на ситуацию неопределенности, чреватые опасностью.

Реакция тревоги представляет собой врожденный механизм подготовки к самообороне. Функционально тревога предупреждает субъекта о возможности опасности и побуждает к активной конкретизации этой опасности и локализации ее источника. Происходит психофизиологическая мобилизация: учащение пульса и дыхания, повышение А/Д, обострение сенсорной чувствительности. На психологическом уровне это состояние проявляется в затруднении принятия решений, усиление амбивалентности чувств, нарушение координации движений. На поведенческом уровне происходит дезорганизация деятельности, нарушающая ее направленность и продуктивность.

 Напряженность – состояние готовности к определенным действиям в ожидании неблагоприятного развития событий, сопровождающееся повышением интенсивности физиологических и психических процессов.

Степень напряженности зависит от значимости для человека возникшей ситуации, уровня мотивации для ее разрешения, опыта подобных переживаний, особенностей психики.

Фрустрация – состояние сильного психического потрясения, выражающееся в дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимым (или так субъективно понимаемыми) препятствиями на пути к цели.

Дискомфорт – состояние рассогласования физиологических и психических функций, субъективно переживаемое как неудобство, стесненность, неуют, часто сопровождаемое неприятными ощущениями.

Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.



[1] везде выделяю ухудшающую и улучающую